"Мне зверушки очень нравятся – у меня их дома много", - экс-директор алматинского зоопарка Вячеслав БАНЩИКОВ

Зоопарк корреспонденты нашего издания посещают часто. Рассказывали мы о пополнении коллекции и его обитателях, сотрудниках и проблемах, освещали скандал, связанный со смертью снежных барсов и других животных. Радовались вместе со всеми, когда у зверушек появились денежные друзья, не пожалевшие средств на строительство новых вольеров, благоустройство территории.

Честно говоря, слухи о возможном закрытии или переносе зоологического сада неприятны: кому и зачем нужно освободить территорию в 22 гектара? Чтобы застроить ее элитным жильем? А куда зверей девать, о которых все так пекутся?

На встрече с журналистами, блогерами и просто мамами, папами, пришедшими с детьми прогуляться, руководство зоопарка, представитель акимата развеяли все слухи, заодно ответили на наши вопросы.

– Перенести зоопарк – нереально, наши животные… они этого не выдержат, даже такого слова не должно быть. Мы анализировали – последние пять лет по всему миру открылось около 60 зоопарков. Ни одного еще не закрылось, – говорит и.о. директора Сейлхан АКИЛБЕКОВ.

60 процентов финансирования зоопарка идет за счет бюджетных средств, 40 процентов – за счет личных (билеты, арендаторы, экскурсии). Активно помогают друзья, спонсоры.

– Как в 2017 году я начал помогать, так и останусь его спонсором, – говорит экс-директор зоопарка, алматинский предприниматель Вячеслав БАНЩИКОВ. – В соцсетях были комментарии, вроде, ну всё, сезон закончился, он сорвал, что хотел, и ушел. Все наши проекты я буду продолжать! Пока три месяца здесь работал, всех, кого интересовала судьба животных, приглашал: приходите, гуляйте, смотрите. У 90 процентов мнение сразу менялось. Вместе с другими спонсорами мы такой баланс сделали – создали комфортные условия для животных и людей. Мировая практика показывает: человек здесь должен долго находиться – это показатель интересного зоопарка. Благодаря моим друзьям-спонсорам, Ерлану и Сергею, мы много чего сделали. Построили новые просторные помещения для медведей. В течение нескольких месяцев закончим строительство огромных вольеров для волков, снежных барсов. И все некрасивые, страшные клетки (бич нашего зоопарка), на которые постоянно указывают посетители, просто снесем. Сотрудники алматинского зоопарка: с нами обошлись хуже, чем со зверями!

– Откуда такая любовь к животным?

– Мне они очень нравятся – у меня их дома много. Я птиц держу с 2009 года, люблю лошадей, с детства занимался конным спортом.

Санаторий для медведя

Изменений, действительно, много. Недавно на территории зоологического сада за счет спонсорской поддержки открылись три комнаты матери и ребенка с раковиной, столом для пеленания малышей, медпункт, “сухой” фонтан возле входной группы. Увидела в беседке бойлер с водой – подходи, пей, бесплатно. Туалеты приличные, скамейки, брусчатка на дорожках.

Многие его обитатели переехали в просторные современные вольеры. Одним из первых это был старина Алькор – 30-летний белый медведь занимает третье место в мире по продолжительности жизни среди своих собратьев: впереди два рекордсмена – 35 и 31 год. В дикой природе такие животные живут значительно меньше. Алькор даже пережил своего сына, который уехал в Чехию, где скончался от старости. В строительство вольера для любимчика публики друзья зоопарка вложили более 100 тысяч долларов.

Две недели назад новоселье справил пенсионер Акжолтай – бурый тянь-шаньский белокоготный медведь. Ему построили целый санаторий – с естественным грунтом, бассейном, помещениями для отдыха, вентиляцией, площадью более 200 квадратных метров. 13 миллионов тенге потратил на этот проект алматинец по имени Ерлан. Говорит, видел, что медведь живет в небольшой клетке, было неловко на него смотреть, вот и решил помочь.

– Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация для строительства пруда и входной группы в зоопарк – работы начнутся в следующем году. Также в 2020 году будет разработана ПСД вольеров для слонов, бегемотов и тигров, – рассказал о планах Сейлхан Акилбеков.

Владелец должен доказать, что животное здорово

После резонансных скандалов, связанных с гибелью зверей, зоосад изменил правила приема животных от населения.

– В начале лета у нас умерли львята Гера и Ассоль – они поступили от населения, потому что мы единственная организация, которая могла принять хищников, – говорит научный сотрудник Юлия ДУДКИНА. – Львята были завезены в страну нелегально, мы не могли отследить их генетику. Так вышло, что все львы, завезенные в 2017–2018 годах, являются носителями вируса чумы кошачьих. Во время переезда в зоопарк они получили стресс, вирус перешел в активную форму. К тому же у них из-за неправильного кормления были заболевания желудочно-кишечного тракта. Тигрицу погубили… птицы?

– Вообще, зоопарк – не просто экспозиция, а хранилище для чистого гена, – продолжает эксперт. – Поэтому зоопарки сейчас работают только с программными животными. Сохранение чистого гена – иногда единственная возможность для некоторых видов вернуться в дикую природу.

Управление разработало для зоопарка правила приема. Теперь, чтобы мы приняли животное, владелец должен пройти огромное количество обследований и доказать нам, что оно здорово.

И если зверь или птица необходимы нашей коллекции, только на таких условиях мы его примем. Европа работает жестко: чистая коллекция – чистый ген. Когда приезжает наш европейский ментор, он постоянно говорит: “Почему вы принимаете этих животных? Вы обязаны их эвтанизировать”. Мы пока так работать не можем…

АЛМАТЫ