«Мне надо улучшать свой разговорный казахский»: призер Олимпиады Нурислам Санаев

В интервью медиа-порталу Caravan.kz спортсмен рассказал о том, чем занимается после Игр в Токио, когда планирует завершать карьеру и часто ли к нему обращаются с просьбой о помощи.

- Как сильно изменился ваш график после завоевания бронзовой медали Олимпиады?

- Конечно, Олимпиада отнимает немало сил и энергии у любого спортсмена, вне зависимости от результата. Кто бы что ни говорил, любая олимпийская медаль, вне зависимости от ее достоинства, ценна, за ней стоит труд не только спортсменов, но и тренеров, массажистов, врачей. По возвращении домой из Токио мне пришлось привыкать к новому распорядку дня. Тренерский штаб дал мне отпуск до конца года, но я один раз в день тренируюсь, поддерживаю физическую форму. Кроме того, мой график пополнился большим количеством встреч с людьми. Приглашают провести мастер-классы для детей, езжу по районам. Для подрастающего поколения очень важны такие встречи в плане мотивации. Также встречаюсь с болельщиками. Не наши герои: какие казахи прославляли на Олимпийских играх другие страны

- Вы отдали призовые, которые получили за бронзу Олимпиады, на благотворительность. Советовались ли перед принятием этого решения с супругой? Как она восприняла это решение?

- Перед принятием такого важного решения я, конечно же, посоветовался с супругой и родителями. Конечно, они меня поддержали, тем более, знали, что я всегда мечтал не просто стать олимпийским чемпионом или призером, но и пожертвовать призовые деньги нуждающимся и больным детям. Я счастлив, что семья и родные меня поддержали.

- На Олимпиаде в Токио в четвертьфинале вы получили травму, но ту схватку выиграли. Какие специалисты помогли вам быстро вернуться в схватку?

- Когда боролся с чемпионом мира японцем, появилось рассечение. В тот момент я на какое-то мгновение не понимал, смогу ли продолжить выступление. Конечно, нелегко было в тот момент. Врачи и массажисты мне помогли достаточно быстро, приняли меры, чтобы остановить кровь, и я смог продолжить выступления. Если бы не наши специалисты, было бы тяжело мне на ковре. Считаю, что врачам и массажистам необходимо поднять зарплату, потому что в наших победах немалую роль играют эти специалисты. Если бы не они, добывать награды нам, спортсменам, было бы намного труднее. Просто эти моменты остаются за кулисами и люди видят только нас на пьедестале. Но, для того, чтобы мы добрались до него в целости и сохранности, наши спортивные медики сопровождают нас с первого дня тренировок и сборов и находятся с нами 24/7. Помогают восстановиться и подойти к следующим схваткам в лучшей форме. Если честно, не представляю, как бы мы справлялись без них. Спортсмены доверяют им целиком и полностью, за счет чего и достигают хороших результатов. Мы очень благодарны за это, сегодня для нас действительно создаются все условия.

- Как остро стоял вопрос о продолжении выступления на ОИ после получения травмы? Что говорили врачи? Работали ли с вами психологи?

-У меня есть видео того момента. Когда мне обрабатывали место рассечения, настраивали на позитивный лад, говорили, что все нормально будет, ничего страшного. То есть, и в психологическом плане помогли, и по факту все четко сделали, отработали. Хотел бы им выразить благодарность.

- Кто из специалистов комплексно-научных групп помогал вам в подготовке к Олимпиаде?

-К Олимпийским играм мы годами готовимся, и на протяжении всего цикла рядом с нами не только тренеры. Все в трудные моменты поддерживают и морально, и физически, и психологически. Конечно, руководство в лице НОК, министерства культуры и спорта и нашей области также помогают, поддерживают. Поэтому, завоеванная медаль - это общая заслуга, общий труд. После “пьянки”: как сложилась судьба опальных биатлонистов

-Говорят, что вы собрались завершать спортивную карьеру. Так ли это?

-Сейчас у меня свободный график в плане тренировок, но уже в начале 2022 года тренерский штаб сборной ждет меня. Снова буду входить активно в подготовку к новым соревнованиям. Завершать карьеру я не собираюсь, буду готовиться к новым турнирам. То, что в Токио я стал всего лишь 3-м, меня мотивирует оставаться в спорте, есть к чему стремиться. Я хочу на Олимпиаде в Париже в 2024 году показать еще более высокий результат, чем в Токио. До Олимпиады-2024 осталось всего 2,5 года, они пролетят быстро, даже заметить не успеем. Буду дальше пахать на тренировках, выступать на соревнованиях, готовиться к Олимпиаде – в общем, делать все, чтобы порадовать народ новыми победами.

- Как вы освоили казахский язык? Поделитесь, пожалуйста, с читателями своей методикой.

-Когда приехал в Казахстан, конечно, не знал казахский язык. Будучи здесь, мне самому стало интересно, о чем люди разговаривают, хотел всегда поддержать разговор. Потом, как гражданин Казахстана, я понимал, что должен знать государственный язык. Методики какой-то уникальной не было у меня. Нашел репетитора через интернет, ходил на занятия, осваивал государственный язык. Сейчас я могу разговаривать на бытовом уровне, что-то объяснить, но конечно, понимаю, что мне еще необходимо улучшать свою разговорную речь. Я рад, что знаю государственный язык, это мне помогает в жизни.

- Чувствуете ли в Казахстане себя своим? Или до сих пор встречаете комментарии, где вас называют «легионером»?

- Я в Казахстане живу уже не первый год, и чужим себя здесь вообще не чувствую. То, что иногда пишут в интернете на эту тему – случаи единичные, гораздо важнее, что в офлайн я обрел в Казахстане много друзей, знакомых. Действительно, Казахстан для меня стал родиной, и я в полной мере ощущаю себя казахстанцем.

- Со времен Ислама Байрамукова казахстанские вольники не могут выйти в финал Олимпиады. Как вы думаете, что за проклятье нависло над казахстанской командой?

- На это есть разные причины, о которых гораздо лучше меня знает тренерский штаб. Но то, что я вижу, находясь в сборной – в последнее время уровень борьбы в стране растет, на мировом уровне результаты растут, думаю, даст Бог, результатом станет то, что у нас в Казахстане обязательно будет олимпийский чемпион.

Альберт АХМЕТОВ