"Мне изменила жена. Помогите": чем занимаются частные детективы в Казахстане

Частные сыщики помогли найти разлученных в 1984 году брата и сестру, а также скрывавшегося 18 лет правонарушителя. Де-юре их деятельность в стране не регламентирована, но они успешно работают на рынке уже много лет. Более того, всё чаще детективами себя называют мошенники, вытягивающие деньги у граждан.

Цена вопроса

Схема работы лжедетективов примитивна: клиент рассказывает свою историю, передает данные на человека, которого нужно “пробить”, узнает цену на услуги – а она, как правило, намеренно снижена, например, 20 тысяч тенге. На том и расходятся. Вскоре заказчику сообщают, что стоимость работы возросла до 2 миллионов тенге. А если он не отдаст эту сумму, “объекту исследования” сообщат, кто и почему интересуется его персоной.

– Это лишь один из способов мошенников, которых развелось в различных приложениях типа OLX. Особенно много их в Алматы. Поэтому будьте бдительны, – говорит Дамир, владелец детективного агентства в южной столице.

В столицу Дамир прибыл по делам – собирает информацию о человеке, которая недоступна в закрытых базах.

– А базы у нас обширные – можем узнать всю подноготную лица: были ли приводы в полицию, штрафы, судимости, чем дышит, с кем встречается, где и по какому поводу. Ведем интернет-серфинг, социальную инженерию, ищем по Казахстану и СНГ. Цена – 70 тысяч тенге. Если нужно дальнее зарубежье, делаем запросы в Интерпол, – посвящает меня в детали работы сыщик, бывший сотрудник правоохранительных органов, или сокращенно БС.

Именно БС составляют основную часть казахстанских пинкертонов. Кто-то не хочет куковать молодым пенсионером, другие, набравшись опыта в силовых структурах, идут на вольные хлеба, где используют связи уже для собственной детективной деятельности.

– Мы 2 года на рынке, срок небольшой, но с учетом опыта в полиции и других органах можем многое. В списке наших услуг – биометрия лица, распознавание, наружное наблюдение, стоимость от 100 тысяч тенге и выше – в зависимости от объема работы. Но мы работаем быстро, за день обычно управляемся, – уверяет Дамир.

Аферисты и компания

Работает детективное агентство по предоплате, договоры не заключают. На вопрос о том, как лавируют на тонкой грани между законными методами и вторжением в частную жизнь, собеседник “КАРАВАНА” вновь парирует опытом БС.

– Да, вести негласные следственные действия не сотрудникам правоохранительных органов вне рамок уголовного дела и без официального постановления нельзя, но по заказу клиентов мы ведем только наружное наблюдение, что законом не запрещено.

Вообще, сегодня благодаря социальным сетям, электронному правительству и другим открытым источникам искать нужную информацию стало проще. Тем более многие пользователи сами сообщают миру личные сведения. А даже если скрывают, по специальным программам мы находим их. Это не хакерские инструменты, вы не думайте, это лицензионное ПО (программное обеспечение). По фото идентифицируем личность, и оказывается, что Иванов Иван Иванович на самом деле – Сериков Серик Серикович, – рассказывает Дамир.

Так, детективы помогли полиции найти мужчину, который 18 лет скрывался в России! Изменил документы, данные, а вот от соблазна выставить себя в соцсетях не удержался.

– Так же “пробиваем” брачных аферистов. На днях девушка обратилась: после общения с красавчиком-мажором на дорогой машине и продолжения свидания мачо отправил ей видео их интима – в квартире были скрытые камеры. Денег за нераспространение домашнего порно сразу не потребовал, но девушка, желая подстраховаться, выслала нам фото мужчины. Мы всё по нему узнали – брачный аферист оказался.

Как и в другом случае – женщина одолжила поклоннику большую сумму, после чего тот исчез, на звонки перестал отвечать. Обманутая дама пришла к нам. Я посоветовал ей почитать книгу “Одиночество в Сети” – вместо того, чтобы страдать по утраченной любви и деньгам, – говорит Дамир.

А вот услуги по установлению адюльтера в этом детективном агентстве стараются не оказывать.

– У меня работают верующие ребята и смутные дела, связанные с копанием в чужом грязном белье, отказываются брать. Но, конечно, клиенты с такими запросами продолжают идти, причем здесь 50 на 50 – и мужья, и жены приходят к нам. Муж, например, уезжает в командировку и хочет знать, чем занимается в его отсутствие благоверная. Бывают такие мужья – я их “гусями” называю. Звонит, рассказывает: “Мне жена изменила, я ее поймал. Сейчас, мне кажется, она принялась за старое. Помогите…”. Мы отказываемся такие дела брать.

А вчера бабушка звонила – просила жениха внучки проверить на предмет наличия кредитов, судимостей, порочащих связей и тому подобного, – рассказывает сыщик.

В поисках потерянных следов

Другому клиенту казахстанские шерлоки холмсы помогли отыскать родную сестру, с которой его разлучили в 1984 году – малышку отправили в дом малютки, а его – в детский дом.

– Куда только не обращался мужчина в поисках родного человека: в “Жди меня” писал, даже к экстрасенсам ходил. А в органы с таким обращением не пойдешь – преступления-то ведь не было.

Пришел к нам. Мы в таких делах сразу объясняем: сумеем помочь, если есть хоть какие-то зацепки. В противном случае – бесперспективняк. Но нас всё равно просят найти любую информацию, установить, жив ли человек или где его могила. Разные бывают обстоятельства в таких историях: родителей лишили прав или они погибли, детей отправили в детдома, женщина вышла замуж и сменила фамилию, или неправильно записали фамилию. Это человеческий фактор, в итоге из-за неверных данных по базам не “бьется” человек, теряется след. Но в истории с разлученными братом и сестрой нам удалось их соединить, – рассказывает Дамир.

Кстати, поиск людей – самая востребованная и самая дорогая услуга в агентстве. По словам детектива, стоимость составляет от 1 тысячи евро плюс расходы на командировки.

– Вторая по популярности услуга – “пробить” контрагентов. Мой знакомый во время пандемии решил заняться закупом масок, нашел поставщика, перечислил несколько миллионов тенге. В итоге – ни масок, ни денег. Мы нашли того человека, который сказал, что и его обманули. Скоро суд. Но с этого горе-бизнесмена нечего взять, мы “пробивали”. Найти живым: волонтеры о 12-часовых поисках, помощи инкогнито и связи с родными

А вот обратился бы ко мне знакомый сразу, избежал бы всех этих неприятностей. Не жалейте денег и времени на то, чтобы получить полное досье на потенциальных партнеров – обращайтесь к профессионалам или создайте собственную службу безопасности, – отмечает сыщик.

Добро пожаловать!

Основная клиентура агентства – в мегаполисах. В небольших городах, как рассказал нам другой детектив – из Петропавловска, каждый сам себе сыщик: о тайных связях – любовных, деловых – знает добрая половина жителей. Поэтому и спрос на услуги пинкертонов в регионах не так высок, как в столице или Алматы. Хотя однажды к Дамиру, например, обратились из сельской местности – просили установить отцовство.

– Причем сделать это мы должны были незаметно для предполагаемого отца. Как вы себе это представляете, спросили мы заказчика. – Ну, вы подойдете к человеку в деревне, вырвете волос с головы... На вопрос, сколько нам готовы заплатить за эту работу, прозвучало “двадцать тысяч тенге”, – вспоминает собеседник. – У людей такие проблемы, что в конце дня у меня голова болит – всё через себя пропускаешь, чтобы понять, как лучше действовать. Кто-то расскажет свою историю, совет от нас получит и в конце спрашивает, как отблагодарить. Ну, на баланс закиньте, отвечаю. И карантин на количество обращений к нам не повлиял – как шли, так и идут, в поисках информации на супругов, бизнес-партнеров, без вести пропавших родственников.

Угрозы, по словам Дамира, бывают, но редко. К примеру, когда супруга, уличившая мужа в измене, сливает контакты детектива, и разъяренный мужчина звонит и вызывает на разговор.

– А так мы уже пуганые, условия безопасности соблюдаем, – говорит Дамир. – Меня, кстати, приглашали в телешоу вместе с героями. Попросили рассказать о тонкостях работы, а клиентов – их истории. Обалдели ваши коллеги с ТВ, конечно. Кто же добровольно, пусть даже за высокие гонорары, пойдет на всю страну рассказывать о конфиденциальном, сокровенном? Конечно, я отказался участвовать в шоу.

Перед тем, как убежать делать свою детективную работу, Дамир предложил мне стать его коллегой:

– У нас нет женских детективов. А вы, судя по нашему 45-минутному разговору, обладаете отличными аналитическими способностями. Женщины будут к вам обращаться, поверьте, чаще, чем к нам, ведь довериться даме-детективу проще. Так что добро пожаловать в наши ряды!

НУР-СУЛТАН