Почти с умилением можно наблюдать за тем, как все дни залы были заполнены до отказа. Как и предсказывали критики, главную премию – Гран-при фестиваля – получил грузинский фильм “В цветении” режиссеров Наны ЭКВТИМИШВИЛИ и Симона ГРОССА. Это картина о двух подругах, в судьбы которых вплелось все, что переживала Грузия после распада Союза: война в Абхазии, очереди за хлебом, ранний брак, смерть юного поклонника и победа красоты и чувствительности над невыносимой грубостью бытия…
Другим заметным явлением “Евразии” стала саудовско-немецкая лента “Ваджда”, получившая награду от жюри – ФИПРЕССИ. Ваджда – девочка, которая не принимает устои патриархального саудовского общества, тотально основанного на религии. Ей хочется носить кеды, кататься на велосипеде, плести браслеты фанатам футбола, она словно марсианка в обществе, где женщины вынуждены прятаться, замолкать при появлении мужчин – тех мужчин, что с легкостью уходят из семьи к более молодым и плодовитым особам.
Приз за лучшую женскую роль получили Йордис ТРЕБЕЛ (“Мои сестры”, Германия) и Елахе ХИЗАРИ (“Не беспокойся, Сара”, Иран). Последний фильм поразил обилием деталей из жизни современного иранского общества. Иранцы, несмотря на экономические санкции и бесконечные спекуляции о производстве химического оружия, ездят на хороших машинах, живут в уютных квартирах, отдыхают с друзьями, а главное – умеют искренне любить.
Приз за лучшую мужскую роль получили Ко Джа ЛЕР (“Ило Ило”, Сингапур) и Карло СЕЧЧИ (“Милая”, Италия).
Российскую картину “Стыд”, вошедшую в фестивальную программу, вместе с публикой посмотрели российские актеры Алена БАБЕНКО, Анна ЛЕГЧИЛОВА и Дмитрий УЛЬЯНОВ, приехавшие в качестве гостей.
Север России. Подлодка. Беда – об этом фильм “Стыд”.
– Мы сейчас показывали фильм во Владивостоке, уехали, и там загорелась подлодка, – рассказал после показа режиссер Юсуп РАЗЫКОВ.
Две награды фестиваля – за лучшую режиссуру и приз жюри НЕТПАК – получила единственная казахстанская лента в конкурсной программе – “Бауыр” Серика АПРЫМОВА. “Бауыр” – в переводе с казахского “младший брат” – не так давно был показан в программе “Горизонты” Венецианского кинофестиваля. На “Евразии” во время показа ленты сложно было найти хотя бы сантиметр свободного места – аншлаг оказался невообразимый.
– Идея фильма пришла, когда мой младший брат, ему было тогда 7 лет, провожал меня, – признался Серик Апрымов. – Эта сцена сидела в моей голове более 20 лет. А когда сцена не уходит, я понимаю, что из этого может получиться фильм.
Главного героя режиссер списал с самого себя в десятилетнем возрасте:
– Я мало общался с родителями, в основном читал книги о том, что нужно быть честным, справедливым. И вдруг подумал: что, если снять фильм, как ребенок с такими ценностями оказался в современном ауле? Сможет ли он выбраться из тоскливой среды?
9-летний Еркен, по сути, живет один, его отец – на заработках, а старший брат учится в городе. Неиспорченного ребенка окружает мир взрослых – мир волков.
Киновед Гульнара АБИКЕЕВА сравнила главного героя с камертоном:
– Тот нравственный критерий, который он задает, многие из нас не выдерживают.
Исполнитель главной роли – сельский мальчик Алмат ГАЛЫМУЛЫ. Режиссер делал пробы в Алматы, но никого не выбрал. Уже на месте съемок он собрал сельских ребят, когда кастинг закончился, подошел Алмат и попросил режиссера просто с ним поговорить:
– Он нескладный, худой – меня такие параметры всегда устраивали, я не люблю упитанных, лоснящихся мальчиков.
Алмат рассказал “Каравану”, как до этого участвовал в массовке в двух фильмах и что он очень хочет быть актером.
– Моя самая любимая сцена в фильме, когда я с девочкой рядом шел, мы так хорошо разговаривали, но ее вырезали! – посетовал юный артист.
После показа все – от студенток до бабушек – хотели сказать теплые слова Алмату – маленькому человеку, который и вне экрана нес чистоту в этот мир.