Победа? Какая победа?
А подумать есть о чем. Особенно, учитывая тот факт, что молодые казахстанцы сегодня уже не очень уверенно знают, ЧТО за войну полвека назад пришлось пройти их дедам и прадедам, бабкам и прабабкам. И не только пройти, но и победить в ней.
Независимые исследования социологов из "КОМКОН-2 Евразия", накануне дня Победы, показали, что почти 15 процентов респондентов в возрасте от 14 до 29 лет полагают, что 9 мая закончилась I-я мировая война; 10 процентов - ассоциирует эту дату с окончанием "холодной войны" между СССР и США. А еще около 1 процента утверждали, что в начале мая завершилась советско-финская война. Ну, а 0,7 процента молодых наших сограждан просто не знают, что же это такое - "День Победы"?
Не буду лить слезы, и корить 20-летних за их беспамятство. Они ни в чем не виноваты. Как их воспитали, такими они и стали. Пока мы боролись на независимость, экономическую стабильность и укрепление курса реформ, было упущено многое. В том числе, и патриотическое воспитание. Вообще, использование понятия "патриотизм" сегодня носит у нас в лучшем случае ироничный оттенок. Его, не то чтобы стыдятся. Просто стараются не замечать его. А потом, страшно удивляются детской циничности современного казахстанского общества.
Почему пытаюсь вести речь на эту тему? От того, что с помощью властей и (что скрывать!) при содействии СМИ из нашего общества были успешно вымыты такие понятия, как "Родина", "Отечество", "патриотизм". Иногда даже задаешься вопросом: почему в СССР ты считал себя казахстанцем всегда, а сегодня - только в Москве, когда в очередной раз доказываешь местным снобам, что по Алматы и Астане не ездят на верблюдах и не живут в юртах? Откуда, спрашивается, появился такой комплекс неполноценности "для внутреннего пользования"?
Вопросов много. Ответов мало. Потому что слишком уж все невнятно у нас в республике с идеологической составляющей государства. Понятно, что единство народов и другие реалии, чудом уцелевшие в республике со времен советского строя, - не могут не радовать главу нашей страны и нас по праздникам. Но думать-то надо о потерянном. К примеру, о том, почему в стране до сих пор нет величественного мемориала, посвященного всем более чем 620 тысячам казахстанцам, погибшим в Великую Отечественную войну? Ведь подобный мемориал - это не дань священной памяти, - это и есть сама память, материализованная на века. Или наши правители бояться, что какой-нибудь современный историк докажет, что та война была неправой для нас?
Повторюсь, слишком много вопросов накопилось по казахстанскому патриотизму. И дело не в том, что он должен быть чисто "казахстанским", а в том, что мы казахстанцы должны, наконец-то, научиться себя уважать. Хотя бы за то, что у нас были такие великие предки, которые защитили Родину.
Если бы АПК был Астаной…
Теперь, касаемо ежегодного послания президента республики и его предложений все силы бросить на поднятие казахстанского села с колен. Как и обещал в прошлый раз, попробую порассуждать о нем, почти что, вместе с вами.
Итак, село; агропромышленный комплекс (АПК), вернее. Его отныне надо уважать. Почему, при этом нельзя уважать металлургию, туризм или судоходство - не очень понятно. Ведь все эти отрасли, и каждая в отдельности, и все вместе, принесут нашему государству и его жителям немалые дивиденды.
Ну, хорошо, - село, так село. Главная мысль у власти какая? Сделать его эффективным и "плодоносящим". Мол, были мы аграрной страной, такой нам и быть впредь. Но вот, пути решения этой задачи предложены какие-то больно советские…, "расширить и углубить", "обратить особое внимание", "теперь отдельной строкой в бюджете" и проч. В общем, обычный набор административных мер, которые красиво выглядят на бумаге, и самоубийственно - на практике.
Когда же дело доходит до экономических рычагов подъема села, здесь начинается "свободное плавание". Видимо глава государства дал слишком уж мало времени своим аналитикам и спичрайтерам на обдумывание данной темы. Подчищая их огрехи, президент, как опытный политик, свел эту недоработанность в свою пользу. Правительству он поручил разработать соответствующую программу на 3 года, а парламенту - рассмотреть вопрос о частной собственности на землю. Теперь он всегда и со спокойной душой сможет говорить о своей любви к казахстанскому АПК, и при этом строго спрашивать с исполнительной и законодательной ветвей власти за ход сельских реформ.
Недавно в разговоре со мной один циник из государственного аппарата сказал примечательную фразу. - Если бы наш АПК был Астаной, сказал он, - мы отстроили его за три года! -
- За три, не за три, - подумал я, - а за пять вы бы его точно отстроили! Президента-то, вы еще боитесь… -
В Афганистан поедут только лучшие из лучших!
Стоило только в прошлый раз обратить внимание на то, что в стране началось какое-то полунепонятное, полуподпольное вербование граждан республики на работу в Афганистан, как на этой неделе государство уже заимело собственную официальную версию по этому поводу.
Напомню, что в предыдущем обзоре речь шла об информации по поводу того, что в Актюбинской области через местные органы министерства труда и социальной защиты начался набор "афганцев"-добровольцев. Так вот, это министерство открыто подобную информацию ни опровергать, ни подтверждать не стало. А министерство иностранных дел РК - стало. Правда, как-то не очень понятно.
Во-первых, сообщило оно пользователям информационного агентства Kazakhstan today, в республике, оказывается, "ведется работа по созданию информационного банка данных по квалифицированным специалистам, готовым принять участие в проведении первоочередных работ по восстановлению экономики Афганистана". Вот так, - не больше, не меньше. И получается, побоку тогда решения "партии и правительства" по подъему собственного села в ближайшие годы. Лучше бы уж, государственные органы поискали хороших менеджеров, механизаторов, доярок, овцеводов и т.д. для внутри казахстанских нужд. И создали бы банк данных для нашего, возрождаемого по велению времени и президента АПК…
Во-вторых, в МИД РК уточнили, что, как такового, решения об отправке к горячим афганским товарищам нашенских специалистов еще нет. Оно будет принято только по получении "соответствующих заявок со стороны международных организаций и стран-доноров, вовлеченных в программы по оказанию помощи в восстановлении Афганистана". Получается, что на "донорские" миллиарды пахать будут казахстанские профессионалы. Они станут давать деньги, а мы руки и головы своих сограждан. Что ж, принципы цивилизованного мира таковы: кто платит, тот и заказывает музыку. Жаль только, что в планы цивилизованного мира не входит восстановление сельского хозяйства Казахстана…
В-третьих, в министерстве иностранных дел республики отметили, что не каждый пожелавший казахстанец сможет, за просто так, махнуть во все еще кипящий Афганистан. В первую очередь наши власти отправят туда , "специалистов в области нефтегазового производства, сельского хозяйства, строительства дорог, мостов и туннелей, восстановления объектов инфраструктуры, коммуникационных сетей, ирригационных систем, здравоохранения, образования и других". Не буду даже пытаться понять, что это еще за "другие" специальности понадобятся многострадальному афганскому народному хозяйству. Тем более что перечисленных перед этим профессий хватит на поднятие на невиданную высоту, как минимум, пары - тройки вполне адекватных экономически страны. Спрашивается: а, как же казахстанская экономика? Ей, разве не нужны высококвалифицированные специалисты в области нефтегазового производства, строительства дорог, коммуникационных сетей, здравоохранения и проч.?
Получается так: или я чего-то недопонимаю или, в стране нашей что-то случилось, а мы все этого и не заметили. А, как, по-другому, понять данную информацию? Понятное дело, если бы у нас в республике был переизбыток населения. Не было вопросов, если бы у нас уже вовсю работало экономически сильное государство. Но в стране же этого нет. Мы сами разрываемся между селом и углеводородами, стараясь не вспоминать при этом про обрабатывающую промышленность и сферу услуг. И на тебе, - труба зовет в поход!
То, что люди, желающие поехать в Афганистан, найдутся, - нет никаких сомнений. То, что государство их туда отправит - не подвергается сомнению. Но, что же тогда делать тем, кто останется на Родине? Радоваться трудовым успехам соплеменников за горячим рубежом, сидя в полупостроенном доме?..
Управленческий и аудиторский овес нынче дорог
На днях президент страны и его команда внимательно рассмотрели вопросы функционирования Национального фонда РК. После чего, на специально созванном заседании совета по управлению этого фонда, глава государства поручил своим помощникам: "повысить", "укрепить" и "совершенствовать". Повысить он потребовал эффективность управления Нацфондом. Укрепить - стабилизационную функцию фонда. А совершенствовать - учетную политику и механизм зачисления в фонд денежных средств.
Требования, что и говорить, для Фонда зверские. И со всех сторон, жутко неприятные для его управленцев. Видано ли дело, когда руководитель страны говорит тебе: ты управляй получше, просыпай мимо госкармана поменьше, да деньгами распоряжайся похозяйственней. Честному финансисту тут, в пору, пойти стреляться. Но менеджеры данного фонда этого делать, конечно, не станут. Они будут кропотливо самосовершенствоваться…
На вышеупомянутом заседании, наконец-то, стали известны официальные цифры о Национальном фонде. Его денежные средства на конец 2001 года составили 189,8 миллиарда тенге. Поступления же в него исчислялись немного другой цифрой - 197,4 миллиарда тенге. Получившаяся разница сгинула "в рамках реализации стабилизационной функции" Фонда, а именно, в республиканский бюджет перечислено 4,7 миллиарда тенге, а в местные - 2,8. Чем региональные бюджеты хуже общегосударственного, и, куда и на что были потрачены "стабилизационные" миллиарды - этого до ушей общественности донесено не было.
Однако, самой любопытной информацией с данного заседания стало обнародование суммы затрат, связанных с так называемыми, управленческими расходами, и проведением внешнего аудита. На достойную жизнь менджеров Нацфонда и его аудиторов в прошлом году было потрачено 37,2 миллиона тенге. Тютелька в тютельку.
Анонс недели
Сразу после окончания праздничных выходных в Москву вылетит высокая государственная делегация нашей республики. Она и правда будет высокой, да к тому же еще и широкой. Возглавит ее Нурсултан Назарбаев, а в состав войдут: премьер-министр, госсекретарь, руководители министерств, ведомств, президенты национальных компаний.
С 12 по 14 мая в бывшей столице СССР предполагается не только подписать 4 межправительственных казахстанско-российских документа, но и принять участие в работе межгоссовета ЕврАзЭС и в саммите глав государств-участников Договора о коллективной безопасности.
Наиболее интересной частью визита является, конечно, подписание соглашений с россиянами: о создании СП на базе Экибастузской ГРЭС-2; и о транзите казахстанской нефти. И только после подписания этих документов можно будет судить о том, выгодны ли они Москве или нет. Если нет, то на некоторых центральных российских телеканалах опять начнет тянуть волынка о нарушениях прав человека в Казахстане и о грубом зажиме местной оппозиции. Если же эти СМИ "заткнутся в тряпочку", то значит, их владельцы будут удовлетворены принципиальными деталями данных договоров, и нашей стране дадут время на информационную передышку.
Ждать осталось недолго.