Мир становится непредсказуемым

– В девятый раз собираемся мы здесь с целью оглянуться на прожитый год и попытаться осмыслить противоречивые события и явления, зафиксированные СМИ, – сказала Председатель оргкомитета Евразийского медиафорума Дарига НАЗАРБАЕВА.

– И всякий раз возникает надежда, что, осознав былое, мы предвосхитим события будущего и встретим их в полной готовности. Если откровенно, такое происходит не всегда. Наш мир, увы, становится все более непредсказуемым.

О непредсказуемости мира и все новых вызовах, которые встречают журналистов во всем мире, говорят и сами темы медиафорума: председательство Казахстана в ОБСЕ, неизвестный Иран, пандемия свиного гриппа, регулирование зоны Интернета и свободы СМИ, феномен развития социальных сетей и "внецеховой" журналистики, вопросы политического имиджа.

Говоря о современных СМИ, Дарига Назарбаева подчеркнула:

– Медиа стоят на пороге инновационной революции. Радикальным образом меняется сам характер потребления. Он становится более интерактивным и персонально ориентированным. Соответственно будет меняться и характер работы профессиональных журналистов.

В рамках Евразийского медиафорума прошло и два чрезвычайно насыщенных "круглых стола", проведенных Институтом международной экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента, – по предстоящему председательству Казахстана в Организации "Исламская конференция" и Таможенному союзу. Их участники смогли в более тесном и представительном кругу обсудить наболевшие вопросы.

Несмотря на то что из-за накрывшего Европу пепла исландского вулкана Эйяфьятлайокудль некоторые приглашенные эксперты так и не смогли прилететь, было зарегистрировано около 400 делегатов и участников.

Из политиков и представителей крупных медиапроектов были замечены: бывший заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэвид Меркель, старший советник исполнительного председателя на Мировом экономическом форуме Кристиана Фальконе, президент Американо-Иранского совета Хушан Амирахмади, российский журналист, эксперт по этнокультурной и религиозной политике Максим Шевченко, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль и другие.

Вы должны взять на себя роль посредника

Чего ожидают международные эксперты от председательства Казахстана в ОБСЕ?

Дэвид МЕРКЕЛЬ, бывший заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии:

– Я думаю, это великое время для Казахстана. ОБСЕ – сильная организация, обращающаяся к завтрашним вопросам, ко всем членам. Мне кажется, все страны Центральной Азии могут извлечь выгоду от председательства Казахстана.

И Казахстан – хороший “голос”, рупор для ОБСЕ. Как американец, я верю в демократию, но это не в моем поколении случился переход к демократии. Я верю в свободную рыночную экономику, но это не при моей жизни случился этот переход. А Казахстан – живой пример того, что переход происходит сейчас. Для ОБСЕ как раз очень важны эти два момента: демократия и стабилизация экономики.

Уильям КОРТНИ, первый посол США в Казахстане:

– Выбор Казахстана как председателя ОБСЕ – безусловно, правильный. Потому что основные усилия этой организации должны быть сфокусированы на Восток, а Европейский союз и НАТО больше смотрят на Запад и Балканы. ОБСЕ имеет особенное преимущество в концепции всесторонней безопасности, она включает в себя политический, экономический, экологический аспекты, права человека и демократию, все это очень важно для Центральной Азии.

В будущем председательство поможет Казахстану быть эффективным лидером. Правда, сложно говорить в Центральной Азии о каком-то единственном лидере. Казахстан сделал много для помощи другим странам, но его соседи не согласятся безоговорочно признать его лидерство. Впрочем, в Европе – можно видеть то же самое. Скажем так: странам необходимо работать вместе, и некоторым из них необходимо брать на себя лидерскую роль в этом сотрудничестве.

Максим ШЕВЧЕНКО, автор и ведущий программы “Судите сами” (Первый канал, Россия)

– ОБСЕ – организация не столько политическая, сколько общественная. Было время, когда ОБСЕ была инструментом в чьих-то руках, обслуживала определенные интересы, как, скажем, в югославской войне. Мне кажется, что самое главное и самое трудное – это большое количество стран, народов, культурных анклавов, цивилизационных моментов. Все это надо уместить в один формат, а это сложная задача.

Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России, – о председательстве Казахстана в Организации “Исламская конференция” (ОИК) в 2011 году.

– Наша важнейшая задача – это налаживание позитивных контактов между Ираном и арабскими странами, которые находятся под сильнейшим давлением Вашингтона. В 2011 году Казахстан, как нейтральная страна, мог бы взять на себя роль посредника в диалоге между Ираном и Эр-Риядом.

Как будем дружить в Таможенном союзе?

Одной из самых горячо обсуждаемых на медиа-форуме стала тема “Таможенный союз: проблемы и перспективы”.

По словам исполнительного директора Фонда Первого Президента Бектаса МУХАМЕДЖАНОВА, выступавшего в качестве модератора “круглого стола”, в период с ноября 2009 года по сегодняшний день в СМИ опубликовано 5897 материалов на эту тему. По тональности – 32 процента публикаций позитивны, 28,5 – негативны, более 36 процентов – нейтральны.

Как полагает заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при президенте Республики Беларусь Сергей КИЗИМА, Таможенный союз – это новая идея по реализации старого проекта о создании единого экономического пространства, который захлебнулся из-за развала Союза.

– Приоритеты Беларуси в Таможенном союзе – это прежде всего формирование зоны свободной торговли между Россией и Евросоюзом, создание общего рынка на 670 миллионов человек, толчок к восстановлению промышленного потенциала Беларуси перед вступлением в ВТО.

Казахстанские эксперты в своих мнениях по поводу Таможенного союза разошлись. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур НАЗХАНОВ отметил, что протекционистская политика России, защищающей интересы ее производителей, автоматически перейдет на Казахстан и Беларусь. При этом, по словам политолога Бурихана НУРМУХАМЕДОВА, Беларусь хотя бы имеет за лояльность от России неплохие дивиденды. Он считает, что в вопросах Таможенного союза Россия должна идти по пути уступок для своих партнеров.

Впрочем, все выпады оппонентов Таможенного союза были почти скороговоркой отвергнуты представителями Министерства экономического развития и Министерства финансов Казахстана, которые очень торопились на самолет. По их мнению, комиссия Таможенного союза будет решать все возникающие вопросы коллегиально.

Алан КАСАЕВ, руководитель редакции стран СНГ и Балтии РИА “Новости”:

– Очевидна неинформированность населения по вопросам Таможенного союза. Материалы о нем в информагентствах, в Интернете и газетах – весьма низкого уровня. А ведь на общественном мнении подорвалась не одна хорошая идея! Если общественное мнение не отзывается на управленческие идеи, то можно будет похоронить данный проект, несмотря на подписанные бумаги.

Бермет АКАЕВА: Ниже уже не упадем

На IX Евразийском медиафоруме интерес к делегатам из Киргизии был особенно велик, всем хотелось получить информацию из первых рук о том, что происходит в этой стране. Нам удалось взять короткое интервью у Бермет АКАЕВОЙ, дочери первого президента Киргизии Аскара Акаева.

– Звучало много точек зрения по поводу того, что же произошло в Бишкеке 7 апреля. Какое бы определение вы дали этим событиям?

– Эти события не соответствуют классическому определению революции, скорее это было народное восстание, стихийный всплеск, который привел к смене власти.

– Вы можете сравнить март 2005 года и апрель 2010-го?

– Вы знаете, события 2005 года и то, что произошло 7 апреля, по форме схожи, но по сути – совершенно разные. Пять лет назад к событиям готовились загодя, они прошли при поддержке третьих сторон, оппозиция проводила митинги в разных частях страны, захватывались органы госучреждений, это была спланированная акция. То, что мы видели 7 апреля, это было народное движение, вспышка. Лидеры оппозиции сами были не готовы, так как были в заключении, люди без них взяли все в свои руки.

– Кто-то из ваших близких пострадал?

– Из близких родственников – никто. Из Кеминского района, откуда я баллотировалась три года назад в депутаты, погибли семь молодых ребят, из Таласской области – это родина моей мамы – еще больше народу. Я никого лично не знала из погибших, но, когда это касается тех мест, откуда ты родом, где ты провел свое детство, становится особенно больно.

– Почему такое стало возможным в Киргизии?

– Я не знаю, мне тяжело это объяснить. Традиционно киргизы очень свободолюбивый, демократичный народ. Не скажу, что есть этнические предпосылки, наверное, это просто совокупность разных факторов: экономических, политических, демократических. Молодая демократия позволяет работать всем, причем как в конструктивном, так и деструктивном русле.

– Как прокомментировал ситуацию ваш отец – Аскар Акаевич?

– Как и все, он был в шоке. От того, что столько людей погибло, пострадало, ранено.

– В чем, по вашему, причина апрельских событий?

– Я очень критично отношусь к его деятельности. На момент прихода Бакиева к власти в 2005 году у нас был крепкий золотовалютный запас, стабилизационный фонд по меркам нашей страны неплохой, хороший бюджет, только прошла реструктуризация долгов – почти 70 процентов – перед Парижским клубом. Конечно, не без трудностей, мы небогатое государство, но тем не менее шло развитие. Что произошло за эти пять лет? Стабфонда нет, в прошлом году получили кредит от России, а казна пустая. И где деньги за американскую авиабазу? За пять лет около 1,5 миллиарда долларов ушли в неизвестном направлении! Республика оказалась на грани нищеты. Это сопровождалось ростом цен на продукты питания, предметы первой необходимости, газ, уголь. Люди были поставлены на грань выживания, они не выдержали того бремени, которое на них было возложено. Разбазарен огромный политический и экономический капитал, который имелся у нашей страны.

– Без чужой помощи теперь стране явно не обойтись…

– Чтобы получать внешнюю помощь, опять же нужно не просто латать дыры. Правительство должно иметь четкое представление, где нам нужна эта помощь, в каких объемах, надо иметь четкую программу действий выхода из кризиса. Пока всего этого не видно. Сейчас все понимают ситуацию, в которую попала наша страна, но никто не будет нас вечно кормить.

– Сейчас киргизские политики говорят о том, что необходима парламентская республика…

– …Да, и о том, что правительство будет формироваться из числа лидеров победившей партии. Здесь может возникнуть другая неожиданность – победят совсем не те, о ком мы думаем. В условиях отсутствия крепких профессиональных партий может возникнуть партия, поддерживаемая криминалом или третьими силами, есть такая опасность.

– Каким вы видите будущее своей страны?

– Я надеюсь, что мы преодолеем эту трудную полосу. У каждого государства есть подъемы и падения. Это яма, ниже которой мы уже не упадем.

– Вы не боитесь возвращаться домой?

– Не боюсь. Ситуация более или менее стабилизировалась, отношение ко мне в народе хорошее.

Интернет – это стихия

Одной из примет времени стала оживленная дискуссия о свободе в Интернете. Развитие блогосферы, расширение социальных сетей и призывы ввести цензуру – это темы сегодняшнего дня.

Аудроне НУГАРАЙТЕ, главный советник президента Литовской Республики:

– У нас в Литве нет контроля за Интернетом. Можно дискутировать, комментировать, высказывать свое мнение сколько угодно. Другое дело – этичность комментариев. Это проблема, которую регулируют сами провайдеры, создавшие компанию Friendly Internet (“Дружеский Интернет”). Если кому-то покажется, что комментарий неэтичен, они сами убирают его.

Я согласна с тем, что в сфере Интернета должна быть здоровая конкуренция. Монополия вредна. А любой запретный плод становится еще более сладким. Аудитория сама должна понять, что ей нужно. Но аудиторию нужно образовывать в этом плане. У нас в стране безоговорочно запрещена лишь порнография. Все остальное – вплоть до межнациональных отношений – обсуждается свободно.

Миклош ХАРАШТИ, бывший представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ:

– Вопрос свободы слова зависит от того, какое общество вы хотите построить. Невозможно контролировать Интернет в рамках одного государства. Ведь существуют гиперссылки, а это бесконечность, за которой не видно конца…

Татьяна БЕНДЗЬ, главный редактор интернет-портала “2b.kz”:

– Я все время думала, как можно отрегулировать Интернет? Это своего рода стихия. И мы сможем регулировать эту стихию, когда законы и нормы для нее будут писать люди, для которых Tvitter , Facebook и другие социальные сети – нормальное явление.

Казахстан – в центре событий

Питер ЛАВЕЛЛЬ, ведущий телеканала Russia Today:

– Ваше мнение о темах IX Евразийского медиафорума?

– Они очень своевременны. Казахстан – идеальное место для такого форума, для встречи друзей. Он в центре событий и в то же время более безопасен, чем другие постсоветские страны. Для меня Казахстан – идеальная медийная зона!

Шоу продолжается?

Людмила АДИЛОВА, директор по спецпроектам Фонда развития государственного права и гуманитарных

проектов:

– Сегодня политики участвуют в каком-то большом шоу. Когда технологии развлечений переходят в политику, а политики превращаются в шоуменов – например, как Берлускони, ведут свои кулинарные шоу, становятся похожими на барменов.

То есть политический лидер уже воспринимается не как лидер нации, руководитель страны. С ним уже ассоциируется не образ страны, а определенное поведение – на том же кулинарном шоу.

Когда политика перестает быть таковой, а становится развлечением и по форме, и по содержанию, из нее вымывается смысл.

Политический рынок действует по тем же законам, что и экономика. И качество политического товара формирует вкусы потребителя.

Евро будет долго жить!

Кристиана ФАЛЬКОНЕ, директор стратегических программ Всемирного экономического форума:

– В некоторых СМИ звучат оптимистические прогнозы – дескать, конец кризиса уже близок. Так ли это на самом деле?

– Мне кажется, нам необходимо еще несколько лет, чтобы вернуться на тот уровень, которого мы достигли до кризиса. Если посмотреть на западную экономику, особенно на Европу, больше даже, чем на США, то там очень много больных мест.

– Вы имеете в виду ситуацию в Греции, Португалии, Испании?

– Да. Я уверена, что мы должны поддержать страны, у которых есть проблемы. Но в то же время пострадали и другие западные индустриальные рынки. Я не вижу больших вложений в инновации, которые позволяли бы корпорациям создавать новые рабочие места. Я не вижу инноваций в систему образования, которое бы воспитало новое поколение талантов, которые выстроят экономику Европы заново. Все это необходимо, если мы хотим быть жизнеспособными в будущем.

– Ваши прогнозы для европейской валюты?

– Сейчас евро подверглось атаке. Но не думаю, что оно скоро “умрет”. Если доллар будет слабым, то оно – соответственно сильным.

Жанар КАНАФИНА, Марина ХЕГАЙ, Тахир САСЫКОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)