Минусовая готовность

Выводить ли “железного коня” на скользкую дорожку, когда за окном температура со знаком “минус”? Зима, как всегда, пришла неожиданно. Выстроились очереди в шиномонтаж, скупаются новые аккумуляторы, тосол и “незамерзайка”. Но готовность машины к зиме – лишь часть дела. А готов ли водитель?

1. Надо завестись

Долго и нудно пытаясь завести двигатель в первый морозный день, ты ругаешь себя за то, что не заменил старенький аккумулятор. Но ехать-то надо! Как же быть?

Во-первых, выучить правильный способ пуска двигателя. Ставим нейтралку, выжимаем сцепление, поворачиваем ключ зажигания.”Мой муж сцепление не выжимает”, – часто в ответ говорят женщины. Приходится объяснять на пальцах: если сцепление включено, аккумулятор при пуске двигателя вынужден вращать еще и механизмы коробки передач. В теплое время эта лишняя работа сравнительно невелика, но в мороз смазка агрегатов становится вязкой, и аккумулятору гораздо труднее обеспечить пуск. Значит, надо облегчить ему задачу: выжать педаль сцепления, чтобы отсоединить коробку от двигателя. Муж “так не делал”, если у него машина-”автомат”. В этом случае надежда только на исправный аккумулятор.

2. Все равно завестись

С чего начать, когда автомобиль не заводится при исправном аккумуляторе? Тогда нужно проверить три вещи: воздух, топливо и искру.

Начнем с проверки поступления воздуха. Если карбюратор отрегулирован правильно, подушка на нем не порвалась и не просела, и он не “подсасывает” лишний воздух, то можно переходить к системе питания. Проверки должны показать, что бензонасос исправно подает топливо, в карбюраторе нормальный уровень, клапан холостого хода открывается. Если да, то вывод: с топливоподачей все в порядке. Убедиться в этом можно, выкрутив свечи, после нескольких попыток завести двигатель они окажутся мокрыми. Значит, остается проверить систему зажигания. Сначала проверяем искру на свечах – можно специальным разрядником, а можно просто держать наконечник провода, предварительно сняв его со свечи, на расстоянии 5–7 мм от “массы”. Проверяем таким же образом искру с катушки, исключая трамблер. Если искры нет, замени катушку или центральный провод.

3. Шипы?

Шипы противоскольжения на наших дорогах да при зиме, которая тянется по четыре месяца, – вещь безусловно полезная. Выбирая, какую резину предпочесть – шипованную или “голую”, стоит руководствоваться несколькими критериями отбора. Шипованные покрышки хороши при езде в неустойчивую погоду с резкими оттепелями и заморозками, как в Алматы, и на плохо очищаемых дорогах с твердым покрытием, плотно укатанным снегом и наледями. Особенно нужны шипованные шины в предзимье и ранней неустойчивой весной, когда перепады ночных и дневных температур образуют прочные корки льда.

Обычные зимние покрышки с развитым рисунком протектора чаще всего применяются при чисто городской езде или езде по регулярно очищаемым пригородным трассам и скоростным автомагистралям. В этих условиях шипованные покрышки не только не обладают никакими преимуществами, но и могут причинить немало неприятностей, например, при резком торможении. Помните также, что за устойчивость автомобиля на скользкой зимней дороге приходится платить заметным увеличением веса колес.

4. Шипы!

Если уж ты без шипов не чувствуешь себя зимой уверенно, то ставь их по науке. Специалисты считают, что идеальная технология шипования – установка шипов в еще теплую шину. Вот почему стоит отдавать предпочтение покрышкам, выходящим ошипованными уже с завода. Лучшие результаты дает применение полностью металлического шипа, стального со вставкой из тугоплавких сплавов. “Плавающий” шип или металлопластиковая конструкция – вещи более чем спорные.

Поставив ошипованные покрышки, не стоит первые 1000 км выдавливать из машины максимальную скорость – необходимо “прикатать” шипы на скорости порядка 60–80 км/ч. При езде “на шипах” помни, что при резком торможении на чистом асфальте они могут сыграть роль коньков и привести к срыву или заносу. Кроме того, использование шипованных покрышек требует совершенно иной манеры езды – старт становится более динамичным. А главное, тормозной путь твоей машины на обледенелых участках дороги гораздо короче, чем едущего сзади автомобиля на обычной резине. Поэтому знак “Ш” на корме машины очень важен для того, кто едет сзади.

6. А может, встать на прикол?

Зима – не самое лучшее время года для эксплуатации автомобиля. Снежные заносы, гололед, морозы и еще целый ряд причин заставляют автовладельцев поставить свои машины “на прикол”. Но не менее многочисленная армия автомобильных фанатов предпочитает круглый год передвигаться за рулем, находя в этом свои прелести. Итак, что плохого?

Первый минус – значительные расходы на подготовку автомобиля к зиме. Если машина исправна и не требует ремонтных работ, то расходы на зимнюю резину, всевозможные жидкости и размораживатели не превысят ста долларов. Соль, щедро рассыпаемая по асфальту дорожными службами, подпортит внешний вид машины и вдвое сократит срок жизни кузова, что в будущем обернется потерей внушительных сумм. Подвеска легкового автомобиля, как правило, после каждой зимы требует ремонта, часто замены шаровых опор и амортизаторов. Денег, вложенных в такой ремонт, хватит на оплату проезда в автобусе в течение трех лет.

Зимой вероятность аварии возрастает многократно из-за состояния дорог и ограниченной видимости (короткий световой день, запотевшие стекла, замерзшая вода в бачке стеклоомывателя).

7. И все-таки – поехали!

Если ты не расстаешься со своей машиной ни на день, то морозы для тебя – не повод ехать на автобусе. Главный плюс зимней эксплуатации автомобиля – это контраст: приятно ехать, удобно устроившись в мягком теплом кресле, слушать музыку, любоваться зимними пейзажами, когда за окном трещит мороз, пронизывающий ветер бросает колючий снег в лицо, а нахохлившиеся пешеходы растирают варежкой обмороженные уши. Это летом можно пройтись пешком или ждать автобуса, зимой же хочется укрыться! Второй плюс – огромная экономия времени и мобильность. Третий – на дорогах зимой намного меньше машин и ездят они осторожнее, чем летом. Для новичков этот фактор имеет большее значение, чем два предыдущих, которые они смогут в полной мере оценить позднее, по мере накопления опыта.

8. Не забудь!

Бывало с тобой такое зимой: утром садишься в машину, заводишь, посидишь минутку – и стекла в салоне затягивает коркой наледи? Что делать? В мороз, ставя машину на стоянку, распахни все двери и проветри салон, выпусти тепло. Еще лучше купить специальную жидкость – антизапотеватель или антидождь. Очень удобно. Если ставишь машину на стоянку в снегопад, то, уходя домой, подними дворники. Иначе они примерзнут к лобовому стеклу.

А если с вечера они будут в автоматическом режиме и включатся утром примерзшие – моторчик дворников сгорает. Ну и сметать снег утром будет проблематично. Не забудь купить специальный скребок, чтобы очищать стекла машины от снега и наледи. Хотя многие пользуются обыкновенным веником и футляром от аудиокассеты. Уходя домой, не забудь очистить от намерзшего снега подкрылки и брызговики, пока снежная каша еще свежая. Утром после морозной ночи все это будет как камень и будет элементарно мешать колесам двигаться на поворотах, да и брызговики от нагрузки могут отвалиться. И последнее. Если забыл залить в бачок омывателя лобового стекла “незамерзайку”, купи бутылку водки и разбавь ее водой в пропорции один к одному. И в бачок ее, а не туда, куда привык обычно.

А главное правило зимой – быть осторожным. И удачи на скользких дорогах!

Алексей МОТОРНЫЙ