Министр образования и науки РК рассказал об изменениях в ЕНТ

Министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов подвел итоги Единого национального тестирования в 2020 году. По его словам, в этом году число аннулированных результатов выросло в 100 раз. Об этом он написал на своей странице в Facebook, передает BaigeNews.kz.

Кроме того, глава ведомства в своей публикации анонсировал изменения в процедуре сдачи ЕНТ.

Как выяснилось, несколько десятков абитуриентов лишились грантов из-за того, что использовали на ЕНТ сотовые телефоны и другие запрещенные предметы. Нарушения выявили после просмотра видео процедуры сдачи тестирования.

- Раньше при попытке пронести запрещенные предметы они просто изымались у абитуриентов, когда они проходили через металлоискатель, но при этом их все равно допускали до сдачи тестирования. Число таких нарушений доходило до 100-150 тысяч по всей стране. А если телефон обнаруживался во время экзамена, комиссии нужно было еще доказать, что тестируемый успел им воспользоваться. Все это приводило к снижению доверия к процессу проведения ЕНТ, и поэтому при составлении новых правил мы учли все эти моменты. В итоге число проноса запрещенных предметов на экзамен снизилось в 70 раз: в 2019 году было изъято 128 тысяч телефонов, в 2020 году – 2500. Но при этом в 100 раз выросло количество фактов аннулирования результатов, - написал Аймагамбетов.

Он сообщил, что за 128 тысяч фактов проноса запрещенных предметов в 2019 году результаты ЕНТ аннулировали только у 24 абитуриентов, а в 2020 году – у всех 2500 человек, у которых были обнаружены телефоны и шпаргалки. Из-за этого снизились средний балл тестирования и число абитуриентов, набравших пороговый балл. По словам министра, на экзамене были наказаны не только учащиеся, но и члены и руководители комиссий за слабую организацию работы.

- Нам приходилось ежедневно вносить изменения в составы комиссий при пунктах проведения ЕНТ, заменять или отстранять от этой работы недобросовестных коллег. Более того, в нескольких пунктах мы были вынуждены и вовсе отменить и перенести тестирование на другие дни из-за открытых и наглых попыток организации массовых нарушений. Это было в ВКО и Туркестанской области. Тем не менее благодаря общим усилиям, активному участию коллег из комитета по обеспечению качества в сфере образования (КОКСОН), специальной мониторинговой группы (СМГ АПК) и всех коллег, помогавших организовать тестирование в таких непростых условиях, нам удалось обеспечить требуемый порядок, - сообщил глава МОН.

Асхат Аймагамбетов написал, что в министерстве пришли к выводу о необходимости модернизации процедуры проведения ЕНТ. По его словам, контроль комиссии за процессом должен поэтапно перейти в электронный формат с обеспечением современной системой прокторинга и видеонаблюдения. В век цифровизации недопустимо тратить 1,5 миллиарда тенге на обеспечение участия в составах комиссий нескольких тысяч человек, тем более что это не дает должного эффекта, написал министр.

- Большую критику вызывает и содержание вопросов в тестах. Несмотря на то что в последние годы проводилась работа по обновлению базы тестов, тем не менее часть вопросов все еще нацелена на зазубривание и запоминание фактов, причем не самых важных. И от этого теряется важность самого процесса обучения. Во главу угла должны быть поставлены критическое мышление и функциональная грамотность, а не автоматическое воспроизведение заученной информации. Нам предстоит решить вопрос по полному обновлению базы тестов по примеру западных SAT и PISA, когда оценивается функциональная грамотность и умение применять знания на практике. И это должны быть вопросы совершенно другого характера, которые невозможно зазубрить, а соответственно и списать, - считает Аймагамбетов.

По его словам, после того как МОН разделило ЕНТ на выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены в вузы, у ведомства изменились приоритеты. ЕНТ – это оценивание не того, что абитуриент учил в школе, а его готовности обучаться в вузе по выбранной специальности, пишет министр. Он сообщил, что нововведения сначала обсудят с экспертами и педагогами на основе научных данных, и после этого министерство примет решение.