– Фискальный чек? – менеджер постоялого двора (назвать этот убогий караван-сарай гостиницей язык не поворачивается) в линялой майке, мятых шортах и стертых сланцах на босу ногу выпучил глаза. – Какой счет-фактура, брат, э-э-э?..
Дело было прошлым летом в некогда процветающем поселке на окраине Алматинской области. А мне для отчета в бухгалтерию нужно сдать и чек, и счет.
Сразу понял: или ночую здесь за свои, или еду в райцентр, где в обмен на наличные мне все нужные документы предоставят. Поехал. Но и там облом!
Лишний раз убедился: стоит отъехать за 100 километров от Алматы, Астаны, да и от любого областного центра, до Интернета не достучаться, POS-терминалы черта с два увидишь, банкоматов – шиш, кассовые аппараты – ищи-свищи. И так почти в каждой командировке в глубинку.
Практика против теории
Там народ консервативный: “Деньги есть – милый мой. Денег нет – иди домой”. Я проехал тысячи километров по дорогам Казахстана. Не в каждой чайхане, шашлычной или магазинчике увидишь кассовый аппарат. И не каждый, даже в рабочем состоянии, сообщал министру финансов, что меня там обслужили на такую-то сумму. Во-первых, потому что устройство есть, но в общую фискальную сеть его никто и не включал. Чисто по техническим причинам. Во-вторых, до бога высоко, а до минфина далеко. Так что грешить разрешено?
Деньги в провинции уже много лет пролетают “мимо кассы”. Но мытари нашли сильное противоядие этому злу – повальное декларирование доходов.
Справка “КАРАВАНА”
О всеобщей декларации доходов населения заговорили в середине 2000-х. Первая версия законопроекта появилась в 2012-м. В 2013-м тогдашний министр финансов Болат Жамишев отважно заявил, что “конечным бенефициаром любой экономической деятельности является физическое лицо. Можно говорить о налоговом администрировании сколько угодно, но если мы не в состоянии отслеживать имущество конечных бенефициаров – то эта система далека от совершенства”. И намекнул на 2017 год.
В сентябре 2015 года следующий министр финансов Бахыт Султанов заявил в мажилисе, что с 2020 года “все физические лица будут декларировать доходы и имущество на одном листе в упрощенной форме”. При этом декларирование будет поэтапным: с 2017-го отчитываться начнут работники госучреждений, национальных компаний и предприятий… На следующем этапе – все остальные физические лица. И добавил, что декларацию “будут предоставлять все совершеннолетние граждане, оралманы и лица, имеющие вид на жительство. Также это касается несовершеннолетних, имеющих права на собственность, накопления на банковских счетах”. А они об этом знали?
А еще Бахыт Турлыханович сказал, что отчетность будет трех видов: первая – о доходах и имуществе. Во второй и третьей нужно указать сумму денежных средств на счетах в банках, ценные бумаги, недвижимость, земельные участки, транспортные средства. Ну и по желанию – культурные ценности и драгоценности.
Последнее умиляет: а обручальные кольца, фамильное серебро от прабабки и свои золотые зубы надо указывать? Тоже какие-никакие активы...
Летом прошлого года экономист Владимир Джабаров высказал свою точку зрения: “Вполне оправданная инициатива. Будут сложности у определенной категории людей – той, что называется самозанятыми. Но это решаемо. Самый большой вопрос: как это будет реализовано на практике?”.
Тогда же экономист Айдархан Кусаинов заметил, что идея о всеобщем декларировании муссируется уже полтора десятка лет, но “если раньше ее трудно было исполнить технически, то теперь, с развитием цифровых технологий, объединением баз данных, – это вполне выполнимо… Если что-то с человеком случается – он обращается в суды, медицину, полицию. Это правильно. Если он не платит налоги – это неправильно. А вот в бизнесе неуплата налогов создает неравные конкурентные условия. Декларирование эти шансы уравнивает. И еще одна причина необходимости введения декларирования – ограничение коррупции и теневого оборота средств”. «Чиновники научились прятать деньги»: эксперт об избирательности всеобщего декларирования в Казахстане
Черту подвел еще один экономист Жарас Ахметов: “Нет государственных денег, есть деньги налогоплательщиков. Это очень важный шаг в построении гражданского общества”.
Интернет всему голова
В конце января очередной министр финансов г-н Смаилов сообщил: “Запланированное на 2020 год всеобщее декларирование будет, возможно, осуществляться поэтапно”. Опять поэтапно? И с какого уже, наконец, года?
В застенках мажилиса Алихан Асханович признался журналистам, что главная проблема внедрения в стране всеобщего декларирования – “отсутствие Интернета в некоторых населенных пунктах и наличие неактуальных сведений в государственных базах данных”.
И добавил, что “в рамках актуализации баз данных уполномоченных органов и внедрения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц получено 19,6 миллиона сведений. Из них по 5,1 миллиона выявлены ошибки. Устранены 4,7 миллиона”.
У меня подозрение, что министр финансов не в курсе, сколько в стране официально работающих соотечественников.
Про неофициально зарабатывающих на жизнь вообще промолчу. А ведь перед этим он командовал Агентством по статистике, которое, согласно анекдоту, должно все знать.
По расчетам минфина, 12,9 миллиона трудящихся казахстанцев уже в следующем году должны будут открыть тайны своих закромов перед фискалами. А все эти бабки, торгующие на трассах помидорами-огурцами-дынями-арбузами, в курсе? Придорожные шашлычники-самсятники, которые доллара от декларации не отличат, знают об этом? И как нукеры г-на Смаилова сумеют прищучить эту армию полусамозанятых? Хватит у них рук всех за руку схватить?
Сейчас свои доходы отечеству открывают госслужащие, депутаты различных уровней, судьи. Но, как отметили в инфоцентре МФ, это не дает эффекта, “поскольку незаконные активы можно просто переоформить на других лиц”.
Поэтому, чтобы выяснить положение каждого казахстанца, “решено произвести единоразовое фиксирование всеми физлицами своих активов и обязательств. И каждый год декларировать доходы и изменения по ним”.
Справка “КАРАВАНА”
Год назад Президент Назарбаев сказал: “Там, где наличность, – идут взятки и коррупция. Правительству надо принять меры по сокращению теневой экономики как минимум на 40 процентов”.
30 января Нурсултан Абишевич поручил правительству провести налоговую амнистию для физических лиц. И амнистию для малого и среднего бизнеса.
Это – пряник. Кстати, по словам г-на Смаилова, “снижена административная ответственность за недостоверное и несвоевременное предоставление информации, увеличены пороги декларирования наличности”.
А теперь – кнут. В последний день января Служба экономических расследований преобразована. Теперь ее основная задача – борьба с теневой экономикой. "Наше общество не очень любит платить налоги": эксперт о списании 21 миллиарда тенге с казахстанских должников
Следователей и оперативников комитета госдоходов минфина наделили такими полномочиями (а теперь во всех областях страны созданы специальные департаменты), что, подозреваю, теперь любой нищий будет платить налог с милостыни.
Комментируя это решение, Алихан Смаилов отметил, что работа СЭР будет переориентирована “с заведения уголовных дел до доведения до суда и взыскания ущерба на профилактику… Чтобы выявить теневые схемы, организованные преступные группы… Наша задача – сократить теневую экономику в ближайшие три года на 40 процентов”.
Отличная идея! А что делать с “менеджером” того караван-сарая на окраине Алматинской области, который не знает, что такое фискальный чек и счет-фактура?
Может, сначала надо наладить работу Инета по всей стране и чтобы е-правительство работало без сбоев. А уж потом требовать от граждан соблюдения условий игры. Потому что, подозреваю, часть их еще долго будет вне игры.
P. S. Кстати, эту форму отчетности по командировке – предоставлять счет-фактуру и фискальный чек – придумали в минфине. Побывали бы авторы этих правил в тех местах, куда журналистам приходится выезжать. Не представляю, на каком языке они бы общались с хозяевами караван-сараев. И чем потом подтвердили бы свое пребывание на окраине нашей Вселенной в своей бухгалтерии? Что скажете, Алихан Асханович?
АЛМАТЫ