Министерство обороны РК скрывает, что будет на месте легендарного детского лагеря "Орленок"

Такое “смертоносное” решение уже принято нынешним руководством минобороны. Но что детворе, чьи родители день и ночь защищают покой страны, будет предложено взамен?! Как они теперь будут проводить летние каникулы, особенно дети из отдаленных гарнизонов, где нет абсолютно никаких условий для полноценного отдыха?

Корреспонденты “КАРАВАНА” пытались выяснить, что побудило нынешнего главу оборонного ведомства Казахстана генерал-полковника Сакена ЖАСУЗАКОВА принять такое жесткое и бескомпромиссное решение по отношению к знаменитому лагерю “Орленок”. На этой неделе из Астаны пришел ответ на журналистский запрос и серию материалов, опубликованных ранее в нашей газете.

Отвечать пришлось заместителю министра обороны генерал-лейтенанту Талгату МУХТАРОВУ. В начале своего письма он посетовал на то, что публикация статьи под названием “Смерть знаменитого “Орленка” (“КАРАВАН” № 17 от 12 мая 2017 г.) с откровенным рассказом о творящемся там бардаке и жутком запустении “может негативно отразиться на имидже ведомства”.

Не понравилась заместителю министра обороны и подача проблемной уже далеко не детской лагерной темы. Генерал-лейтенант посчитал, что позиция касательно земельного участка с кадастровым номером 03-051-020-080 площадью 7,23 га, состоящего на балансе министерства обороны, изложена автором в “некорректной форме”.

Напомню, мы рассказывали о том, что летний лагерь для детей военнослужащих казахстанской армии под названием “Орленок”, находящийся в одном из самых живописных районов Заилийского Алатау, пятнадцатый год лежит в руинах, словно после сокрушительной бомбежки. Что там сейчас квакают лягушки, а на воротах огромный амбарный замок и надпись: “Запретная зона. Охраняется злыми собаками”. Кстати сказать, и собак в “Орленке” уже не осталось ни добрых, ни злых, и сторожа нет давным-давно. Потому разруха царит там полная. Смерть знаменитого “Орленка”: кто хочет отобрать легендарный детский лагерь

В связи с этим на страницах “КАРАВАНА” мы и поднимали проблему, что дети военнослужащих, особенно из дальних военных гарнизонов, оказались забытыми нынешним генералитетом и вынуждены проводить летние каникулы как и где придется. Зачастую вместе со своими отцами и солдатами на военных полигонах, глотая пыль и сгорая в лучах испепеляющего солнца...

Генерал-лейтенант Ертаев знает

После публикации статьи первым на призыв о возрождении “Орленка” откликнулся народный избранник, генерал-лейтенант Бахытжан ЕРТАЕВ: “Совершенно правильно поднимаете тему. Спасибо! Отличный был военно-спортивный лагерь. Мои дети тоже там отдыхали в свое время. Этот оздоровительный комплекс министерства обороны необходимо во что бы то ни стало возрождать, а не уничтожать. В дальнейшем “Орленок” можно использовать как уникальную площадку для патриотического воспитания молодежи. Думаю, с помощью общественных советов и союзов воинов-интернационалистов можно решить эту задачу”.

По словам Бахытжана Ертаева, проблема организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков остается в числе наиболее острых социальных проблем. Если раньше практически каждый ребенок ездил в пионерские лагеря, то сегодня эти традиции утрачены. Вызывает сомнение и вопрос доступности действующих частных оздоровительных лагерей для большинства детей военнослужащих, так как средняя стоимость путевок иногда превышает 100–150 тысяч тенге.

“КАРАВАН” связался с председателями женсоветов военных гарнизонов, которые призваны помогать командованию частей в организации как патриотического воспитания среди детей военнослужащих, так и их летнего отдыха.

– Конечно, мы были бы очень рады, если бы все наши детки получили возможность полноценного отдыха, хотя бы во время летних каникул, как бывало раньше, – говорит председатель женсовета Сарыозекского гарнизона Улжан ИБРАГИМОВА. – В министерстве обороны нам пообещали, что пять мальчиков и пять девочек из гарнизона мы можем отправить в какой-то лагерь ЦСКА, но пока точной информации по этому вопросу у нас нет.

Остальным, как всегда, самим придется заботиться о проведении летних каникул и оздоровлении.

– Сложнее всего приходится тем военнослужащим, у которых по 5–7 и более детей, а зарабатывает на жизнь только глава семьи, – поддерживает разговор другой председатель женсовета. – Жены офицеров и контрактников, как правило, в гарнизонах не трудоустроены. Возможности нет. Для такой категории вроде бы обещают наверху что-нибудь придумать, но пока радоваться нечему…

На нужды обороны

Заместитель министра обороны генерал-лейтенант Талгат МУХТАРОВ в своем ответе на запрос редакции попытался назвать причину гибели знаменитого “Орленка”, но как будет организован летний отдых детей военнослужащих, почему-то не рассказал.

В письме за его подписью значится: “Нормами утратившего силу Закона Республики Казахстан от 20 января 1993 года “О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей” предусматривалось обеспечение членов семей военнослужащих во время отпуска санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату в военных санаториях, домах отдыха, пансионатах. Указанная норма позволяла Министерству обороны организовать за счет республиканского бюджета функционирование детского оздоровительного комплекса “Орленок”. После внесенных 8 июля 2003 года в названный закон изменений такие льготы остались лишь у военнослужащих и военных пенсионеров, в этой связи названный оздоровительный комплекс прекратил функционирование. В таких условиях вложение бюджетных средств в инфраструктуру комплекса являлось бы незаконным”.

Таким образом, вынужденный 15-летний простой “Орленка” и его варварское разграбление минобороны связывает с внесенными в Закон “О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей” поправками, которые и подписали детскому лагерю смертельный приговор.

На вопрос, какая же судьба ожидает теперь территорию в 7,23 га под умершим “Орленком”, Талгат Мухтаров ответил еще короче: “Земельный участок бывшего оздоровительного комплекса “Орленок”, состоящий на балансе ведомства, планируется использовать по назначению, для нужд обороны Республики Казахстан”.

Но какой конкретно “объект для нужд обороны” может появиться в скором времени в живописном районе Заилийского Алатау, генерал-лейтенант в письме не указал.

АЛМАТЫ