Caravan Logo

Министерство наказаний. Придет новый министр и всех накажет

Министерство наказаний. Придет новый министр и всех накажет

Кольца и браслетки…

Разговоры о необходимости введения в министерское семейство страны нового члена – самого сурового – для Казахстана не новы. Помнится, экс-региональный директор представительства международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии Сауле МЕКТЕПБАЕВА предлагала создать агентство по исполнению наказаний, напрямую подчиняющееся Президенту и имеющее самостоятельный бюджет. Выведение уголовно-исполнительной системы в самостоятельную структуру, по мнению инициаторов идеи, позволило бы “преодолеть тюремное наследие на политическом уровне” и переместить акценты с контроля за отбытием наказания на ресоциализацию осужденных.

И вот на этой неделе тема получила продолжение. В кулуарах экспертной встречи по вопросам развития службы пробации в Казахстане генерал-майор, заместитель председателя комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) Мейрам АЮБАЕВ сообщил, что к 2019 году может быть принят отдельный закон о данной структуре.

Напомним, служба пробации введена в систему КУИС в 2012 году, а с 1 января 2015 года после вступления в силу нового Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) уголовные инспекции по всей стране преобразованы в службы пробации. В настоящее время в Казахстане применяются два вида пробации: условно-приговорная – к условно осужденным и осужденным к ограничению свободы, и постпенитенциарная, применяемая к досрочно освобожденным, и к лицам, состоящим под административным надзором органов внутренних дел.

По данным КУИС, в службе пробации работают 1 342 сотрудника. На одного офицера службы пробации в городе приходится 50 подучетных в год, в сельской местности – 40.

– Об эффективности данного альтернативного метода наказания мы можем судить по таким цифрам: если за 9 месяцев 2014 года на учете службы пробации состояли 34 656 человек, то за этот же период текущего года – 41 093. И если в прошлом году повторно совершили преступления 463 лица, состоящие на учете службы, то в этом году – 263. Снижение на 44 процента, – отметил Мейрам Аюбаев.

В ближайшее время офицеров пробационной службы снабдят электронными браслетами. Саму систему электронного слежения планируется запустить в 2017 году, а браслетами должны украсить запястья осужденных год спустя. В целом, как сообщал министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, для внедрения системы необходимо семь миллиардов тенге.

С 5 декабря в Астане стартует трехмесячный пилотный проект по внедрению этих браслетов.

– Юридические основания прописаны в УИК еще в 2012 году. Сейчас изучаются фирмы, которые предлагают соответствующую продукцию, – проинформировал нас зампред КУИС, при этом затруднившись назвать цену вопроса.

Важно, КАК работают

На фоне развития службы пробации мы задали генерал-майору вопрос о перспективе появления в стране самостоятельной структуры по исполнению наказаний.

– Когда будет рассматриваться законопроект о службе пробации, на исходе стоит вопрос подучетности данной службы. В рамках принятия закона он решится. А сейчас вопрос о том, появится ли в Казахстане ведомство по исполнению наказаний, преждевременный. Но я не исключаю такой возможности, – заявил “КАРАВАНУ” Мейрам Аюбаев.

Так что, вполне вероятно, через несколько лет полку министров страны прибудет. Как прибыло когда-то в Киргизии, где действует государственная служба по исполнению наказаний.

Однако пока ряд экспертов скептически оценивает перспективы министерства по исполнению наказаний. Секретарь комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Светлана БЫЧКОВА уверена: высокую эффективность работы может демонстрировать и действующая система КУИС:

– Здесь принципиально важно, как работают соответствующие службы. Можно и на уровне отдельного министерства по исполнению наказаний не в полной мере реализовывать свои возможности.

А директор юридического института Национального исследовательского Томского госуниверситета профессор Владимир УТКИН отметил, что в России предпринимались попытки провести подобную реформу, но отказались.

– Предложения вывести из министерства то или иное ведомство во многом связаны со стремлением обеспечить самостоятельность бюджета. А вообще, эта идея политически абсолютно некорректна и, по сути, означает создание в государстве министерства наказания. Даже при Берии и Сталине не было такого! А в наших демократических условиях создавать такое спецведомство, агентство, департамент – как угодно назовите… Это как у Оруэлла – министерство правды. Представьте: будут министерства культуры, здравоохранения и… наказания!

Тем временем тюремное население Казахстана продолжает стабильно снижаться. В настоящее время в республике зафиксировано 40 896 осужденных, по сравнению с прошлым годом показатель снизился на 6 тысяч человек. В колониях отбывают срок 35 124 осужденных, в следственных изоляторах томятся 5 772 лица. На 100 тысяч казахстанцев сегодня приходится 275 осужденных. На одного сидельца бюджет в этом году предусмотрел 750 тысяч тенге.

Астана