– Сегодня в условиях предстоящего долгосрочного развития мировой экономики, где цены на экспортные товары не будут высокими, мы должны принять меры, чтобы система налогообложения была справедливой, – заявил Досаев.
Впрочем, бизнес уже посчитал, что все эти налоговые изменения заставят его уходить в тень.
– Бизнесу непонятно, как возможно было без серьезных расчетов и проведения анализа возможных экономических и социальных последствий принять столь рискованные и потенциально негативные для экономики решения – ввести налог с продаж со ставкой в 5 процентов, розничный налог со ставкой от 5 до 12 процентов, увеличить в 40 раз налог на добычу подземных вод, систему обязательного медицинского страхования и 5 процентов обязательных пенсионных взносов работодателей, – говорится в обращении представителей бизнеса в парламент.
Обе стороны правы и не правы одновременно. И обе говорят правильные слова, но не договаривают свои выводы.
Рост неизбежен?
Один из главных показателей экономики – уровень налоговой нагрузки. Нормальный уровень колеблется от 25 до 40 процентов от ВВП. Но он может достигать и 55 процентов, если экономика достаточно развита. Обычно чем более развита экономика страны, тем налоги выше. В России этот уровень составляет 36 процентов, средняя нагрузка среди развитых стран – 33 процента. Максимум в Дании – 46 процентов.
Для каждой страны оптимальный уровень нагрузки свой. При превышении предприятия уклоняются от налогов, экономика уходит в тень. При уменьшении – государственный бюджет недополучает средства. В общем, создается система перераспределения национального дохода.
В 2010 году Институт экономических исследований опубликовал результаты своих исследований анализа налоговой нагрузки в Казахстане. По этим расчетам выходило, что максимальный уровень налоговой нагрузки в нашей стране не должен превышать 25,8 процента ВВП.
В реальности уровень налоговой нагрузки у нас совсем иной: по итогам, в 2014 году он составил 14,5 процента. По плану бюджета на 2016 год нагрузка немного вырастет – до 16 процентов. Получается, по этому показателю наша страна больше похожа не на развитое государство, а на офшорную зону, где капитал прячется от налога на своей родине. И выходит, налоги в стране нужно увеличивать. Другое дело, как и для кого.
Экономика деформирована
Как нормальная офшорная зона Казахстан принял “плоскую” шкалу налогообложения с низкой ставкой – 10 процентов. Причем ставка единая – и для индивидуального, и для корпоративного подоходного налога. Считается, что “плоская” шкала стимулирует людей работать и стремиться зарабатывать как можно больше, так как они могут сохранить большую часть своего более высокого дохода. Таким образом, по идее, стимулируется экономический рост. Главный минус “плоской” шкалы – его несправедливость по отношению к разным отраслям и размеру предприятий.
– Узкая налоговая нагрузка – это, наоборот, хорошо, это привлекательность для бизнеса. Когда налоги низкие, люди предпочитают в этой стране открывать бизнес, – считает профессор Казахстанско-Британского технического университета Нурлан НУРСЕИТ. – Но этого у нас не получилось, так как экономика деформирована в сторону добычи и продажи нефти. Поэтому доля сырьевых доходов в бюджете страны постоянно росла. Более 50 процентов бюджета наполняется от продажи нефти. Кроме того, экономика сильно коррумпирована.
В Казахстане ставка корпоративного подоходного налога “плоская” для всех, независимо от отрасли. От этого непременно выигрывает крупный бизнес. Нужно отказаться от такой единой ставки. При этом необходимо дифференцировать уровень налогов. Те предприятия, которые эксплуатируют природные ресурсы, должны платить больше, а те, кто занимается реальным производством, – меньше, считает экономист. Необходимо также выделить приоритетные отрасли, которые могут выстрелить в будущем.
– Но нужно очень осторожно увеличивать налоги, так как это может привести к спаду производства. Нужно просчитать, какие отрасли смогут безболезненно дать больше налогов, а какие сократят производство или начнут уходить в тень. При повышении ставки наша экономика может войти в дефляционную спираль: увеличение налогов резко снизит спрос на товары, это снизит производство, что спровоцирует новое снижение сбора налогов. Тогда начнется бегство вкладов, компании будут меньше инвестировать в свое развитие, а банки терять клиентов.
Бесполезные налоги
Надо признать, что “плоская” шкала налогов в нашей стране не действует. Промышленность особо не развивается, сельское хозяйство тоже. Главными экспортными товарами для нас остаются нефть и руда. Причем интересно, во время экономического бума налоговая нагрузка на отрасли примерно одинаковая при большей доходности сырьевиков, но во время кризиса сырьевые компании платят меньше налогов, чем другие отрасли.
В 2009 году в стране прошла налоговая реформа. Она перераспределила налоговую нагрузку с несырьевых секторов на сырьевые. Но в 2012–2014 годах из-за снижения цены на нефть произошло обратное: налоговая нагрузка несырьевого сектора увеличилась, сырьевого – снизилась.
Опыт других показывает также неплохое использование прогрессивной шкалы налогов. Она успешно работает и успешно пополняет бюджеты многих государств мира. В большинстве стран Европы и Азии принята именно прогрессивная шкала. За счет этого национальный доход перераспределяется более равномерно, что сокращает социальный разрыв в обществе.
Такие примеры показывают, что рост экономики невозможен без увеличения доходов казны и справедливого перераспределения доходов от национального богатства. Государство не может уйти из экономики. Другое дело, что методы регулирования должны быть экономическими. Политика низких налогов может помочь экономическому развитию в течение некоторого периода, но затем это обязательно приведет к экономическим потрясениям. Тем более если государство не может эффективно использовать деньги, полученные от продажи национального достояния.
Алматы