Минэнерго будет постоянно поднимать цену на автогаз следующие пять лет: в чем проблема

На сайте «Открытые НПА» министерство энергетики вывесило документ с длинным названием: «О внесении изменений в приказ министра энергетики РК от 15 декабря 2014 года № 209 «Об утверждении Правил определения предельных цен оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке РК и предельных цен сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок РК вне товарных бирж».

Корреспондент медиапортала Сaravan.kz разобрался в этой ситуации.

Согласно этому документу теперь министерство энергетики будет устанавливать предельные розничные цены на сжиженные нефтяной газ (СНГ) каждые шесть месяцев. При этом каждые полгода розничную цену можно будет поднимать не более чем на 12 %. Иначе говоря, за год, цены на топливо будут расти почти на четверть.

В этом же приказе установлен порог роста цены на автогаз. При достижении значения равного или превышающего 70 % от средней цены бензина марки Аи-92 в РК за две недели, предшествующие планируемому периоду.

- Во время нашей встречи с представителями газового департамента министерства энергетики нам было прямо указано, что их цель - поднять цены на автогаз до этого порога за следующие пять лет, - рассказала «Каравану» Балжан Аманжолова, директор ТОО «MaxGas Company».

Но все эти намерения могут и не сбыться. Поэтому рынок автомобильного топлива будет трясти эти следующие пять лет.

Первая проблема состоит в том, что цены на автогаз слишком низкие. Поэтому для производителей не выгодно не то, что увеличивать производство, но и даже сохранять на нынешнем уровне.

Сегодня в большинстве регионов страны 1 литр газа «на пистолете» стоит 65 тенге. На самом деле, стоимость производства на производство 1 литра газа больше 70 тенге. Это без учета других затрат: распределение, доставка, хранение, работа ГНС.

Сегодня 12 газовых и нефтеперерабатывающих предприятий страны поставляют на внутренний рынок 120-130 тысяч тонн в месяц при потребности в 130-140 тысяч тонн. То есть всегда есть дефицит в 9-10 % от потребности. Но когда какой-нибудь из газовых заводов встает на ремонт, а это происходит по регламенту минимум раз в год, то дефицит резко возрастает до 25-30 %.

Чтобы как-то снизить этот дефицит, министерство в прошлом году смогло договориться с СП «Тенгизшевройл» о поставке топлива. По итогам года компания поставляет по 18-19 тысяч тонн газа в месяц. Но и этого объема не хватает, так как потребление автогаза в стране растет очень стремительно.

В 2022 году его потребление на внутреннем рынке выросло на 28 %. Основная причина – рост автопарка, оборудованного газобаллонными системами. По данным МВД на сентябрь этого года, на газу может работать каждый десятый автомобиль или автобус. Но это только официальные данные. Газоснабжающие организации считают, что таких автомобилей минимум раза в два больше: система учета переоборудования автотранспортных средств в Казахстане почти не работает.

В прошлом году 65 % спроса пришлись на автотранспорт, 25 % – на промышленные предприятия, 10 % – на население и других потребителей.

Низкие цены на внутреннем рынке производители топлива держали за счет высоких экспортных цен. Но в 2024 году минэнерго намерено полностью прекратить экспорт сжиженного нефтяного газа, чтобы обеспечить потребности внутри страны.

«Мы ожидаем, что экспорт после 2024 года вообще станет нулевым. Когда мы не будем вообще экспортировать, соответственно, у нас не будет источника, чтобы стимулировать низкие цены внутри Казахстана. Значит, нужно уже задумываться о том, что газ надо будет в цене поднимать», - сказал экс-министр энергетики Болат Акчулаков в весной 2022 года.

Это попытка представить, как будут расти цены на бензин и автогаз следующие пять лет. Модель построена откровенно в лоб и у знающих людей вызовет только улыбку, потому что она не учитывает политических вопросов. А в Казахстане цена на бензин определялась только политическими соображениями. Поэтому у нас цены на топливо всегда ниже, чем у соседей - у России, Кыргызстана или Китая.

Но и в этой идеальной модели цена на газ догоняет 70 % порога цены на бензин Аи-92 только и ровно через пять лет.

Цена в модели взята для южных регионов Казахстана – 65 тенге литр.

На самом деле модель опирается на очень сдержанный рост цены на бензин (синяя кривая). Скорее всего, цены будет расти более агрессивно (синий пунктир). Это значит, что к заявленному сроку газ не достигнет 70-процентного порога цены бензина.

Есть проблемы и в самих правилах. Слишком уж они замудренные.

Процедура установления цены на бензин выглядит очень сложной. За 60 дней производители газа должны представить свои данные по себестоимости СНГ. Одновременно акиматы должны представить данные о среднем размере расходов по сливу, наливу и хранению на газонаполнительных станциях и розничной реализации в автогазозаправочных станциях одного литра СНГ. Миниэнерго разрабатывает проект цены и передает его АРЕМ. Антимонольщики запрашивают дополнительную информацию у акиматов, которую они должны предоставить в срок пять дней. Если все нормально, то цены должны быть утверждены минимум за 15 дней до наступления нового полугодия.

Такое ощущение, что во всем этом механизме министерство энергетики поставило себя наверх пирамиды, а всю рутинную работу должны делать акиматы. Безусловно, акиматы знают ситуацию на местных предприятиях, но каждый раз собирать с газовиков задокументированную и завизированную информацию – уже жаль этих чиновников. Это мартышкин труд, и заниматься им будут разве что самые преданные и выносливые клерки. Где бы найти таких?

Совсем непонятно все с ценобразованием. Минэнерго предлагает два механизма образования цены – оптовый и розничный. В первом случае формула проста: стоимость производства умножают на поправочный коэффициент, который определяет само минэнего, но не выше 1,15. То есть министерство уже гарантирует маржу заводу в 15 %.

А вот формула розничной цены просто удивительна: все расходы продавцов предложено умножать на поправочный коэффициент не более 1. То есть для розничных продавцов установлена маржа в 0 %. А в некоторых случаях они еще и приплачивать должны будут. Вот такой вот справедливый рынок.

Понятно, что если такие правила будут утверждены, то рынок газозаправочных станций попросту схлопнется. С него убегут все крупные игроки. Останутся только одинокие заправки, потому что у них нет газополнительных станций, а значит, нет и расходов по их обслуживанию.

Автогаз - это заменитель бензина. Если отрасль посыплется, то все его потребители - а это миллион автомобилей, четверть всего автопарка страны - вернутся к бензину, и тогда будет дефицит ГСМ. Ни один министр после такого не усидит.

Или рынок пойдет по другому варианту развития: газовые станции таким образом подталкивают к безбожной подделке документов, чтобы доказать несуществующие расходы.

Чиновники акиматов придут им на помощь, покрывая подлог. Вся эта система работать будет – деньги смажут все. Но никто не будет обращать внимание на качество топлива, на безопасность, на махинации с деньгами. Зато, когда надо будет показать работу, те же акиматы будут приводить проверяющих на самые несговорчивые станции.

Сколько такая система сможет работать – неизвестно. Но, скорее всего - меньше заявленных пяти лет. Значит, надо смотреть, а сколько времени обычно работает министр энергетики на своем посту. С 2014 по 2023 год кресло министра энергетики занимали 6 человек. В среднем глава ведомства держится у нас не более двух лет. Наверное, это очень сложная сфера деятельности. Нынешний министр – Алмасадам Саткалиев - занял это место в апреле 2023 года. Видимо, в 2028 году он на этом посту уже работать не будет. Значит, не будет и отвечать за будущие цены и проблемы.