Об этом «Каравану» рассказал Диас Тулегенов, руководитель управления контроля средств связи комитета телекоммуникаций.
В настоящее время министерство цифровизации столкнулось с дилеммой: вроде бы операторы связи вкладывают все больше денег в создание сетей мобильной связи, а министерство создает все более эффективные методы контроля за качеством этой связи, но все равно возникают лакуны, куда сигнал базовой станции не может пробиться.
Причин этой проблемы две: бурная застройка в городах и низкая мощность сигнала. И обе требуют решения на уровне правительства.
- Проверки в отношении операторов связи проводятся с 2018 года в рамках Предпринимательского кодекса. Проверка проводится на основании статьи 144, в которой прописаны основания для ее проведения. Одно из таких оснований – обращения физических лиц, поступившие в адрес государственных органов. В данном случае - в адрес министерства цифровизации, - рассказал Диас Тулегенов.
В 2019 году была проведена 51 проверка и наложено 10,8 млн тенге штрафов. В 2020 году – 93 проверки, наложено штрафов на 23,9 млн тенге. В 2021 году – 552 проверки, и 132 млн тенге штрафов.
- Потом возник запрос от общества на проверку качества связи. А штраф по этому нарушению составлял 100 МРП. При уплаты в течение 7 дней штраф может быть снижен в два раза. 50 МРП для оператора связи не ощутимо. Ему было выгоднее ничего не делать. Поэтому министерство инициировало увеличение штрафов в 10 раз. После этого мы провели 1175 проверок и наложили штрафов на 1 млрд 170 млн тенге. А с начала 2023 года – около 700 проверок. Сумма штрафов превысила 3 млрд тенге. Видно, какая разница в штрафах – 10 млн и 3 млрд!
Анализ управления показывал, что сначала операторы исполняли предписания на треть: из условных 100 проверок ситуация изменялась в 30 случаях. Сейчас показатель исполнения близится к 70 %. Операторам уже невыгодно не обращать внимания на проверяющих.
Оставшиеся 30 % — это уже системные проблемы отрасли, которые решить труднее.
- Главная проблема для городов – радиофобия жителей, - считает руководитель управления. - Например, наша проверка зафиксировала место, где отсутствует мобильная связь. В идеале надо поставить станцию, которая перекрыла бы это пятно. Но оператор сделать этого не может, так как наиболее оптимальное место для станции находится на крыше жилого здания. Значит, надо получить разрешение жителей этого дома, а это трудно сделать.
В сельских районах такой проблемы нет. Там люди исходят из того, что им нужна хоть какая-то связь. Но возникает трудности в подведении к вышкам электричества и самого кабеля связи.
В крупных городах ситуацию отслеживает РГП «Государственная радиочастотная служба». Она ежегодно формирует карты покрытия, проводит драйв-тесты, составляет локации, где зафиксированы критически низкие показатели связи.
Между ростом тарифов и качеством: где министр свернул не туда
Три республиканских города дают самое большое количество жалоб. Шымкент за последние годы значительно вырос. В его состав вошли населенные пункты, которые раньше относились к области. Сейчас самая большая проблема с ними.
По городу составлена дорожная карта, где прописан план, где и когда должна быть установлена базовая станция, либо туда будет проведена оптика.
По Алматы качество связи лучше, так как он растет не так стремительно. Основная часть города была покрыта сетью мобильной связи еще в нулевых годах. Сейчас операторы только апгрейдят ее: заменяют станции с 3G на 4G.
В Астане самым проблемным районом остается Левый берег. Здесь все строили с нуля, но при проектировании инженерные коммуникации и земельные участки для обеспечения мобильной связи учтены не были. В итоге единственный вариант дать связь - поставить станцию на крышу дома. На правом берегу таких белых пятен намного меньше.
Было определено 67 адресов, где связи нет или почти нет. Управление провело работу с акиматом и операторами. По 24 адресам установлено новое оборудование. По 13 адресам проведено голосование, заключены договора аренды, и в ближайшее время новые станции будут там установлены.
Но есть 6 адресов, по которым идут отказы. Операторы не могут найти альтернативы. Жители вроде собирали подписи, но пока все сложно.
Другой путь решения проблемы – увеличение мощности сигнала базовых станций.
- Санитарные требования к мощности базовых станций в Казахстане устанавливает министерство здравоохранения. Оно ограничивает мощность излучения в 10 мВатт/см2. Этот порог был утвержден еще в 1980-х годах при СССР. В других странах этот порог значительно выше. В Штатах и Канаде - от 700 до 1000 мВатт/см2. В Европе 1,5 тысячи/см2, в Китае – 10 тысяч мВатт/см2, - говорит Диас Тулегенов. - От мощности станции зависит качество связи и площадь ее покрытия. То есть у нас каждая станция работает в сотни раз менее эффективно, чем в Китае.
- Сейчас мы думаем предложить пересмотреть пороги, поднять его. Мы основываемся на результатах исследований Международной комиссии по защите от неионизирующего излучения (МКЗНИИ). Тогда, по нашим расчётам, и качество связи, и площадь покрытия увеличатся, - уверен эксперт. - Мы изучаем этот вопрос совместно с минздравом. Тем более в условиях развертывания сетей 5G этот вопрос будет очень актуальным.
Справка «Каравана»
В 2020 году операторы связи России подняли вопрос о смягчении норм СанПиНа по параметрам излучения базовых станций. В России действуют такие же нормы по излучению станций сотовой связи, как и в Казахстане.
По расчётам операторов связи, из-за этих норм российские операторы должны установить примерно в 5 раз больше базовых станций, чем операторы в большинстве других стран.
В GSMA подсчитали, что развертывание 5G-сети в диапазоне 3,4–3,8 ГГц в Москве в пределах МКАД при действующих ограничениях обойдется каждому оператору в 530 млн долларов, а при следовании международным нормам – только в 96 млн.
Принятые в большинстве стран нормы, с которыми GSMA сравнивает российские СанПиНы, основываются на стандартах МКЗНИ.