Мимо кассы?

В страну можно завезти всё что угодно. Теневой бизнес напрямую угрожает здоровью и безопасности нации. Об этом говорится в запросе группы сенаторов во главе с Даригой НАЗАРБАЕВОЙ.

Недавно фонд "Transparency Kazakhstan" опубликовал новое исследование: "Таможенная коррупция Казахстана: зеркальный анализ товарооборота".

– Зеркальное сопоставление статистических данных товарооборота Казахстана с 10 странами, не входящими в ЕАЭС, за период 2013–2017 годов показало значительные расхождения в статданных внешней торговли РК со странами Азии, США и Европы. По результатам исследований показано, что лишь 10–45 процентов товаров, ввозимых в Казахстан, облагаются таможенными пошлинами, что приводит к огромным потерям государственного бюджета. Расхождение данных более 50 процентов свидетельствует о наличии в таможенных органах Казахстана признаков коррупции – вымогательстве и даче взяток, – привела выводы исследования Дарига Назарбаева.

Так, по товарообороту с КНР статданные занижены более чем на половину сразу по 11 группам товаров. Почти 90 процентов ввозимых из Китая товаров по группам "одежда", "мебель", "постельное белье", "игрушки", "фрукты и овощи" являются фактически контрабандными.

– Таможенные органы нашей страны на протяжении нескольких лет занижают данные по импорту из США одной группы товаров более чем на 50 процентов. По некоторым товарам из Южной Кореи и Японии импорт занижен более чем на 60 процентов, а из Пакистана статданные по импорту наоборот, завышены на 80–100 процентов. Такая же ситуация по импорту из Великобритании, что свидетельствует о ввозе поддельных товаров, – отметила сенатор.

Проблема несоответствия статистических данных об импорте и экспорте товаров, в частности, с Китаем, неоднократно поднималась и ранее.

Таможенные службы Казахстана на это отвечали несовпадением методологии учета товаров, разные даты учета экспорта и импорта и т. д. Такое положение с таможенным администрированием приводит к формированию теневого бизнеса, коррупции и является прямой угрозой здоровью и безопасности нации, – подчеркнула Дарига Назарбаева.

Сенатор попросила вице-премьера Ерболата ДОСАЕВА ответить на ряд важных вопросов. В частности, ознакомлено ли руководство министерства финансов с результатами исследования общественного фонда "Transparency Kazakhstan" и являются ли данные, представленные в нем, объективными? Проводятся ли таможенными службами Казахстана аналогичные зеркальные сопоставления официальных статистических данных о взаимной торговле со странами внешнеэкономических связей, и если да, то с какими и насколько эти цифры совпадают друг с другом?

Дарига Назарбаева попросила уточнить данные по объему контрабандных и контрафактных товаров при импорте товаров в нашу страну и тому, какие потери несет государственный бюджет от коррупционных схем в таможенных органах.

Кроме того, сенатор подняла вопрос о том, какие меры планирует принять министерство финансов по устранению выявленных фактов и какие изменения надо внести в соглашение между РК и КНР о международном автомобильном сообщении для того, чтобы погрузочно-разгрузочные работы и товары, импортируемые из Китая, обрабатывались на территории Казахстана. На границе Китая и Казахстана официально открыта таможня МЦПС «Хоргос»

В заключение запроса Дарига Назарбаева попросила предоставить статистические данные о внешнеэкономической торговле за последние пять лет в разрезе стран и товарных позиций.

Выезжаем, ждите

Накануне НПП "Атамекен" подняла шум: на КПП "Нур жолы" в Алматинской области скопились фуры с грузами из Китая. На границе бардак. Фуры простаивают на сопредельной территории по нескольку дней.

"КАРАВАН" сразу командировал своего журналиста в Хоргос. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Утро понедельника – дорога пустая. Встретили всего два груженых грузовика. В сторону границы ехали порожние машины. С водителем одной из них перекинулись парой фраз во время короткой санитарной остановки. Узнав, что мы журналисты и едем выяснить обстановку, тот пожал плечами: два дня назад он загрузил в Китае товар, вернулся через границу. Да, это заняло какое-то время. Впереди Новый год, торговля с Поднебесной бойкая, нужно оформить документы… После приехал в Алматы, разгрузился и обратно, в Китай. "А в чем проблема?" – не понял он нашего интереса.

11.30 утра. На таможенном посту очередь из порожних грузовиков. Еще две фуры заехали на КПП, пока мы парковались. Водитель машины, направляющейся за кордон, обронил: машин на китайской стороне много, потому что перед праздниками все стараются выехать и привезти товар. На мой вопрос: "Есть ли проблемы с прохождением таможни?" водитель убил наповал: "Всё спокойно, не нагнетайте, товарищи, обстановку".

Разглядеть, что же происходит на сопредельной территории, мы не смогли. Глаз не соколиный, да и мешают забор, постройки разные.

В неофициальной беседе один из сотрудников поста сказал, что водители ждут, пока оформят документы, проверят машины. Это же граница. Все выедут. Никто там жить не останется. По его словам, ежедневно пост пропускает из КНР, может, 50 машин. А может, больше.

– Пару дней назад буран был. Оборудование поста, может, и давало сбои, но потом все наладилось, – рассказал мужчина в форме. – Возможно, это и вызвало небольшую задержку, но машины впускают-выпускают.

– Мы стоим уже час. Почему никто не выезжает с поста?

– Надо раньше приезжать, а не спать! Все, кто хотел, выехал…

На территорию КПП "Нур жолы" нашу съемочную группу не пустили: для этого надо заранее получать разрешение и это вопрос не одного дня. Выезд был спешный, поэтому мы не успели взять разрешение. Но ничего, работать в полевых условиях – не привыкать.

В обратном направлении из КНР за три часа нашего дежурства у КПП выехало 6 груженых фур. Машины, прошедшие все процедуры, с поста выезжают сразу. По правилам им нельзя останавливаться. Поэтому мы пообщались с водителями трех машин, перевозящих спецоборудование, на одной из ближайших санитарных остановок. Через несколько километров от поста есть площадка для отдыха и уличный туалет. На ней мы и подловили водителей.

Один из них сказал, что он из Алматы. 25 ноября заехал в Китай, загрузил оборудование, после прошел все процедуры и 26 ноября в 13.30 выехал с таможенного поста. Никаких критических скоплений грузовых машин на сопредельной территории (КНР) не видел. По его словам, таможенный пост "Нур жолы" работает в штатном режиме, возмущений от водителей, предпринимателей по поводу из-за простаивания груза он не слышал. Его товарищи подтвердили: "в Багдаде всё спокойно".

Какой Хоргос, таким остался

Хоргос по традиции остается самым проблемным переходом на казахстанско-китайской границе. В конце сентября здесь был открыт новый КПП – "Нур жолы". Тогда председатель комитета госдоходов Ардак ТЕНГЕБАЕВ торжественно назвал его новыми воротами всего Евразийского экономического пространства.

Само здание построили так, чтобы максимально пропускать грузы и людей. Перед проектом наши эксперты брали уроки по инфраструктурным решениям пунктов пропуска стран ЕАЭС, Турции, Польши, Финляндии, Мексики и США. Здесь впервые применена система управления логистикой, интегрированной с информационной системой таможенных органов "Астана-1". Всё, чтобы убрать тот самый пресловутый человеческий фактор.

Формально очередей нет

Сами посудите. На КПП работает 16 коридоров для грузового транспорта – туда и обратно. За сутки он может пропустить 2,2 тысячи грузовых автомобилей. Через пункт могут пройти 15 тысяч человек. КГД обещал с вводом в строй поста "Нур жолы" увеличить пропускную способность Хоргоса в 30 раз.

Мощность КПП на китайской стороне еще выше – более 3 тысяч автомобилей в сутки. Для страны, которая одевает-обувает полмира, переход "Хоргос" один из многих и не самый важный.

Но соседи поступают хитро. Чтобы таможню КНР не обвиняли в плохой работе, задержка происходит не на самом пункте, а на этапе выгрузки-загрузки. То есть до территории поста. Поэтому формально очередей на КПП нет. Их таможня работает так, чтобы за ней успевали наши.

Вкалывают роботы, а не человек

Здесь возникает другой вопрос: почему фуры перегружают только на китайской стороне? Пекин очень мудро использует все возможности для создания новых рабочих мест. Безработных там много. В разы больше, чем жителей Казахстана.

Однажды "Қазақстан темір жолы" показывал свои успехи на КПП "Дружба" – "Алашанькоу". Впечатлила механизированная перевалка грузов на нашей стороне: бригада из 5–6 человек может перегрузить товарный состав за сутки. Это легче, чем "переобувать" вагоны. На китайской стороне такую работу делал бригада из 35–40 человек. Их железнодорожники принципиально отказались от механизации, чтобы не отнимать работу у живых людей. Для соседей это очень важная тема.

А для нас, для Казахстана, это не больной вопрос? Сколько жителей в Алматинской области сидят без работы? Сколько из них согласились бы работать на тяжелой, но денежной работе? Об этом, видимо, никто даже не подумал. Просто так отдали "жирную тему" соседям. А ведь это сотни рабочих мест, миллионы налогов и сотни миллионов сэкономленных пособий!

Такая перевалка, организованная на нашей территории, поможет увидеть таможне намного больше контрабанды: именно во время перегруза часть товара "пропадает" и возникает уже на рынках Алматы. Глядишь, так и разница в статистике упадет. Если это, конечно, надо таможне.

**************

По поводу цифровизации таможни тоже есть вопросы. Когда вышло исследование "Transparency Kazakhstan", "КАРАВАН" тут же отправил в комитет госдоходов запрос с просьбой дать комментарии. Запрос не приняли. Оказалось, минфин и его комитеты не работают с документами по электронной почте! Только на бумаге!

Господа! Товарищи! Любезнейшие! XXI век на дворе! Какая бумага? В стране полным ходом идет цифровизация! На портале "e-gov" можно получить услугу по отпечатку пальца и номеру телефона! Скоро такую же услугу можно будет получить, просто посмотрев в камеру или лизнув монитор. Минфин выпал из прогресса? Жаль, что ваше министерство не находится в поселке Куйган или Мукыр. Там тоже нет имейлов у местных жителей.

Петр I вводил гербовую бумагу для официальных писем от народа. Изучите его опыт. Он тоже может пригодиться.

Назгуль АБЖЕКЕНОВА, АСТАНА,
Елена КОЭМЕЦ, Адил УРМАНОВ, АЛМАТЫ