Несмотря на этот вечный вопрос, в свете обострившихся экологических проблем, угрожающих здоровью природы и человека, в Казахстане только в этом году парламентом планируется рассмотреть законопроект, направленный на урегулирование отношений в сфере хранения и утилизации (вторичной переработки) отходов производства и потребления.
Многие эксперты положительно оценивают инициативу по созданию законодательства в данной сфере. Сегодня идет межведомственная работа по подготовке необходимых предложений для их внесения в законопроект.
Официальная трактовка причины принятия документа заключается в необходимости предотвращения, снижения и ликвидации вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вовлечение в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Документ утверждает классификацию отходов, вводит понятийный аппарат, закрепляет право собственности на них, регламентирует мониторинг и контроль влияния отходов на окружающую среду.
Центральной идеей законопроекта, разработчики считают ответственность природопользователей при обращении с отходами и оплату за их размещение, а также обязанность государства контролировать эту сферу.
Не так давно отгремели споры по поводу ввоза в Казахстан ядерных отходов из-за рубежа. Как известно, у этой идеи осталось множество противников. С этой точки зрения, законопроект запрещает возможность ввоза иностранного мусора. Однако на этом решение проблем с промышленными отходами не закончилось. И доставляют эти проблемы как местные, так и иностранные промышленники: нефтяники, металлурги, в общем, что называется, крупный бизнес.
К примеру, одна из сложных проблем казахстанского нефтяного края заключается в складировании отходов нефтедобычи - серы под открытым небом. Сера испаряется, вступая во взаимодействие с кислородом, выпадая на землю осадками уже в виде кислотного серного дождя. Не нужно быть Менделеевым, чтобы догадаться о последствиях. Насколько известно, проблема эта еще не разрешилась.
Получается, что иностранные компании заботятся только о своей природе, там, где они живут. Забота о чужой природе, там, где они работают за тысячи миль от своего дома, стоит на десятом месте. У себя дома господа нефтяники и металлурги получили бы такой штраф, который ощутимо ударил бы по бюджету компании. А у государственных контрольно-ревизионных органов, видимо, не всегда хватает политической воли или власти призвать богатых иностранных нарушителей к ответу.
Однако проблема также кроется в том, что местные жители также не могут позаботиться об окружающей среде, от чего серьезно страдает их здоровье.
Иногда, между казахстанскими предпринимателями от малого и среднего бизнеса и государственными надзорными природоохранными и санитарными органами возникает конфликт по поводу наложения санкций за оценку санитарного состояния.
Виктор Ямбаев, вице-президент Алматинской Ассоциации предпринимателей, сказал, что взимание штрафов за чистоту, или, вернее, за ее отсутствие на территории предприятия - это одна из коррупционных схем чиновников или бизнес под государственной "крышей".
Во-первых, по его словам, в Казахстане до сих пор не выработаны критерии оценки чистоты территории предприятия. Во-вторых, штрафы, как правило, взимаются без особого предупреждения. В третьих, штрафование не стимулирует повышение уровня чистоты. Скорее всего, это зависит от персонального отношения самого руководства компаний.
На сегодняшний день, ставки платы за загрязнение окружающей среды для юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, устанавливают местные маслихаты в соответствии со специальным порядком природопользования. При этом мусоровывозящие фирмы взимают платы с юридических и физических лиц за свои услуги. Основной контроль по санитарному состоянию на местах несут городские акиматы, санитарные и экологические службы.
На сегодняшний день есть два больных вопроса с точки зрения санитарного состояния: стихийные свалки и загрязнение русел рек.
К примеру, в Алматы основные и самые крупные несанкционированные свалки в черте города находятся на проспекте Аль-Фараби, в районе Айнабулака, п. Дружба и т.д.
Самое интересное заключается в том, что проспект Аль-Фараби является президентской и правительственной трассой. Но на это, видимо, уже никто не обращает внимания, даже само правительство, не говоря уже про городские службы, на коих лежит обязанность по поддержанию чистоты в городе.
Другой серьезной проблемой остается нехватка мусорных урн в городской черте. Найти мусорную урну, порой, составляет целую проблему. С одной стороны, уполномоченные органы обвиняют население в низкой культуре, с другой стороны, стимуляция развития этой культуры, мало чем подкреплена.
Незаконные свалки создают различные коммерческие магазины и киоски. Их штрафуют, но это почти ничего не решает.
По-хорошему, они могли бы заключить договор с КСК или с предприятиями, занимающимися вывозом мусора. В этом случае, было бы организовано и оборудовано место для сбора этих отходов, а проблема решилась бы. Но этого почему-то не происходит в массовом порядке.
Службы санитарного контроля обвиняют районные власти в бездействии. Это является одной из причин борьбы между районными акимами и санэпидемиологами.
В отношении городских рек, ситуация также оставляет желать лучшего. Если истоки более-менее очистили, то в нижней части города реки превращены в помойки, причем, преимущественно, местными жителями. Как правило, народ создает свалки у себя под носом, не требуя при этом от властей оборудования стационарной площадки для сбора мусора, особенно, вдоль берегов городских рек в частном секторе, куда затруднены подъездные пути для транспорта мусоровывозящих организаций.
Пионерское движение по сбору металлолома давно кануло в Лету, в результате сегодня некому этим заняться. Несмотря на то, что некоторые граждане мастерски срывают высоковольтные линии, находящиеся под сумасшедшим напряжением, старые кузова от машин они не трогают, хотя могли бы на этом заработать больше, исходя хотя бы из большего объема и массы.
Получается, что риск для жизни стоит дешевле, чем менее безопасный бизнес по очистке местности.
Воистину, прав был Остап Бендер, когда говорил, что деньги лежат под ногами. "Поднять их, - наша задача". При грамотном, рациональном подходе, из отходов можно добывать новые, дополнительные бесплатные источники сырья.
К примеру, в Алматы вторичной переработкой бытовых отходов занимается не более 30 компаний. По данным горакимата, ежегодно на свалки Алматы вывозится 130 тыс. тонн той же макулатуры. Южная столица - это бездонный кладезь залежей макулатурного сырья. Кроме того, здесь занимаются переработкой стекольной продукции, металлолома, полимеров - пластмассы, полиэтилена.
История нам подарила много занимательных случаев. Одним из серьезных направлений в бизнесе итало-американской Kosa nostra во времена Великой депрессии и действия "сухого закона", что бы вы думали, было?… Контрабанда алкоголя, продажа наркотиков и оружия? Не только. Мафия создавала свои капиталы еще и на переработке мусора.
Важным звеном в цепочке складирования отходов является мусороприемный полигон. Туда свозят отходы не только из города, но также из области. Их ежегодный ресурс определяется Министерством охраны окружающей среды. К примеру, для Алматы этот норматив составляет 305 тысяч тонн в год. Но как показывает практика, с экологической точки зрения, с полигонами у нас не все в порядке.
Во-первых, они, с технической точки зрения и санитарно-гигиенических требований, должны быть оборудованы специальным наземным покрытием - бетоном или асфальтом и ограждены. К сожалению, требования по благоустройству не соблюдаются.
Мусороприемные полигоны представляют собой открытую грунтовую площадку. В результате, жидкообразная часть мусора проникает в грунтовые воды и засоряет их. Помойка постоянно находится, что называется "под градусом". Частицы, взаимодействуя друг с другом, начинают нагреваться. В другом случае, они выделяют горючий газ метан, который загорается уже от созданной температуры. И снова сжигаются не только деньги в виде метана, но и засоряется воздушный бассейн.
Нормативы, при помощи которых сегодня рассчитывают объемы отходов на одного человека, были разработаны еще при царе горохе в бытность СССР. Понятно, что они безнадежно устарели. Однако новых еще не изобрели.
В соответствии с данными нормами, один человек в год может производить в среднем от 195 до 225 кг отходов. В сутки эта норма составляет 600 гр.
Получается, что государство не может представить себе подлинную мусорную картину мира.
В отношении вывоза мусора складывается проблема, когда, видимо, с целью экономии бензина или времени, отходы до полигона не довозятся, а водители сваливают его где-нибудь в черте города или на близлежащих мини-полигонах области.
В качестве стимула сокращения промышленных отходов и снижения платы за вывоз мусора, МООС предлагает компаниям самим сепарировать свои промышленные отходы и передавать для утилизации перерабатывающим компаниям. И это оказывается очень действенным, в результате чего, объем отходов может сократиться примерно на треть. На первый взгляд эта колоссальная цифра может показаться не очень реальной.
Сегодня некоторые больницы и клиники сдают использованные одноразовые шприцы на мини-производство, получая взамен изделия из пластмассы. Получается взаимовыгодное сотрудничество, где промышленникам не нужно тратиться на сбор этих самых шприцев и на их доставку.
Не так давно алматинский акимат приобрел шведскую линию Бала пресс по прессованию мусора, которая позволяет сокращать его в объеме от 6 до 10 раз. Это, в свою очередь, позволяет сэкономить производственные затраты мусоровывозящих компаний, а также место на полигоне.
В 2002 году Алматинское городское территориальное управление по охране окружающей среды (ГТУООС) наложило 11186 актов о взыскании штрафов с различного рода организаций. Общая сумма штрафов составила 16 594 519 тенге с учетом санкций, наложенных ГАИ за загрязнение воздушного бассейна автотранспортом. Привлечено к ответственности 526 должностных и 137 юридических лиц, с учетом водителей автотранспорта. Это еще далеко не предел.
По состоянию на 8 мая, к примеру, в Алматы обнаружено 32 несанкционированных свалок. Но это цифра не самая крупная. В худшие времена городские санэпидемиологи регистрировали и больше - около 120.
По данным за 2002 год, ГорСЭУ наложило 658 штрафных санкций на различные учреждения. В 2001 году было наложено 485 штрафных санкций. Нужно отметить, что это очень солидная цифра для системы санитарного контроля. За несвоевременный вывоз мусора и другие серьезные нарушения, в отношении мусоровывозящих предприятий, в 2002 году в суд было передано 183 дела. В 2001 году эта цифра составила 144 дела.
По данным городского территориального управления по охране окружающей среды (ГТУООС), ежесуточно, из Алматы и области вывозится около 800-1000 тонн бытовых отходов, а по расчетам ГорСЭУ, должно вывозиться 1400 тонн ТБО (твердые бытовые отходы).
По мнению Бейбута Дюсекова, начальника отдела радиационной безопасности и утилизации отходов АГТУООС, годовая норма производства отходов является достаточно высокой для Алматы. Такой объем отходов может лишний раз подтвердить мысль, что южная столица динамично растущий город, где число местных жителей и гостей может приближаться к двум миллионам человек. Официально, на сегодняшний день здесь числится 1 300 000 человек.
В настоящее время алматинским городским акиматом планируется строительство мусороперерабатывающего завода.
В южной столице вывозом мусора занимаются 77 частных фирм, 7 из которых входят в состав государственного коммунального предприятия "Тартып". За право вывозить продукты жизнедеятельности города, частные компании боролись на тендере.
Согласно решения акима города Алматы от 4 января 2001 года, уполномоченным органом по координации деятельности в области вывоза, утилизации и захоронения ТБО и государственного учета их образования и использования, определен ГКП "Тартып". Данное предприятие является довольно большим по своему составу. В его ведении находится мусороприемный полигон, расположенный на 34-м километре бишкекской трассы в Каскелене.
Общая площадь полигона составляет 34 га, 29 из которых является рабочей. Рассчитан он на 18 лет эксплуатации, при условии рационального использования. На сегодняшний день он заполнен на 15%. Действует полигон с 1989 года.
На сегодняшний день, в порядке эксперимента, с целью облегчения дальнейшей переработки, компания "Тартып", пытается внедрять систему сепарации отходов - бумага с бумагой, бутылки с бутылками.
Долго размышляя над глубокой гуманистической философской проблемой о роли мусора в жизни индивида и государства, приходишь к выводу о том, что мусора в жизни в принципе быть не может.
Все зависит от того, кто и как его называет. А мусором можно назвать все что угодно. Вопрос заключается лишь в научном подходе и экономической политике государства. Насколько наука может предложить и развивать, а государство затем внедрять технологии по переработке того, что одни называют мусором, а другие бесплатным стратегическим и/или промышленным сырьем, источником обогащения.
При наличии достаточного мирового опыта и технологий остается непонятным, до каких пор государство будет выбрасывать на свалку тенге, доллары и евро?