Редакция медиапортала Caravan.kz разбирается, на какие проблемы жалуются люди, вынужденные пользоваться услугами «Казпочты».
Почтовые услуги
Я несколько лет увлекалась посткроссингом – обменом почтовыми открытками между разными странами. Благодаря этому я не только постоянно сталкивалась с почтой в разных городах Казахстана, но и знала, как устроены аналогичные процессы за рубежом – от Японии до Бразилии. В большинстве стран созданы отличные условия для желающих отправить открытку с поздравлениями или на память о путешествии: в любом почтовом отделении можно купить недорогую красивую карточку, интересные марки, иногда даже поставить специальный штемпель, также украшенный картинкой вместо стандартной даты. Выбор всего огромный – чего стоят финские марки, из которых можно собрать уникального персонажа в виде овоща с лицом из разных элементов.
Почтовая культура была развита и в СССР, поэтому я ждала, что у нас будут хотя бы ее остатки. Увы. В России есть, в Украине есть, в Беларуси есть, в Узбекистане есть – в Казахстане она фактически отсутствует.
И уже тогда, 10-13 лет назад, сотрудники «Казпочты» на местах порой шокировали незнанием собственных обязанностей: они приносили письма и открытки по чужим адресам (путая, например, улицы Ауэзова и Габдуллина); не знали тарифы на пересылку; обманывали новичков-посткроссоверов, заставляя их переплачивать в разы; ставили штампы на лицевую часть открытки и таким образом портили изображение.
Ситуация не изменилась до сих пор. Только теперь еще и тарифы подскочили.
Но если этот вопрос затрагивает небольшое число посткроссеров, филателистов и иностранных туристов, есть и другие.
Например, выяснилось, что бюджет недополучает деньги из-за плохой работы почтовиков.
В частности, в сентябре этого года стало известно, что штрафы в столице собирают не в полном объеме: по данным телеграм-канала bessimptomno, из-за нестыковок внутри информационных систем и плохой работы «Казпочты» за два года власти недосчитались 950 млн тенге, так как почта не доставила до адресатов письма с уведомлениями о штрафах.
В целом проблемы сохраняются годами. Все, с чем я и мои знакомые сталкивались 15 лет назад, осталось и даже усугубилось, что можно увидеть по отзывам. Клиенты описывают шокирующие случаи, вплоть до нанесения травм.
Другие услуги
Недавно жители Костаная, которые получают пособия на карты «Казпочты» и привыкли ими же оплачивать проезд в общественном транспорте, столкнулись с неожиданной проблемой.
«Что опять за беспредел с социальными картами "Казпочты"? «Казпочта» ведет тайную войну, а страдают люди! - написала костанайка в директ Instagram-аккаунта «Нашей газеты». - Сегодня заблокировали все карточки, а «Казпочта» их разблокировать не хочет, и сотрудники просто отправляют покупать карты. Ещё и говорят: идите быстрее, берите, пока не кончились. Что за беспредел, неделю как новую карточку ребенку получила?!»
Такая ситуация уже была полутора годами ранее, однако тогда работа сервисов была быстро восстановлена. В этот раз выяснилось, что виноват провайдер, на стороне которого произошли перебои со связью.
Условия для сотрудников
Есть и еще одна проблема: в «Казпочту» мало кто хочет идти работать, поэтому не хватает персонала. В прошлом году сотрудница, принимавшая новогоднюю посылку, пожаловалась, что работает одна на все отделение, уволился даже почтальон, поэтому письма никто не носит.
На сайте «Казпочты» вакансии организации посмотреть не получается, при выборе города и направления не отображается ничего. На других сайтах вакансии «Казпочты» все же есть, но они не дают информации о том, что получит сотрудник, согласный выполнять длинный перечень обязанностей. Указано только, что график сменный, но размер зарплаты, наличие ДМС и другие важные детали остаются скрыты.
Так выглядит объявление о найме сортировщика в Алматы. Ни слова о том, что организация даст сотруднику, только то, что она хочет получить.
В сентябре прошлого года даже был скандал, когда группа алматинских почтальонов вышла на забастовку.
«Они требуют повышения заработной платы (сейчас люди получают по 80-90 тысяч на руки, почтальоны - меньше 40 тысяч). Отделения закрыты», - так описал ситуацию журналист Михаил Козачков.
В июле текущего года председатель правления АО «Казпочта» Асел Жанасова заявила, что требование о повышении зарплат было удовлетворено.
«В первую очередь мы 1 января подняли зарплаты всему производственному персоналу до 25 %, это где-то 17 тысяч сотрудников. Кроме окладов, есть премии за отработанные дополнительные объемы, мы премируем. Так мы пытаемся поддерживать наших сотрудников. Я думаю, первая моя задача - это люди, это наши сотрудники, и будем максимально повышать нашу прибыль и постепенно повышать заработную плату », - рассказала она.
При этом в сентябре текущего года руководство «Казпочты» сообщило, что 4 тысячи сотрудников в сельских отделениях работают на неполный рабочий день за 0,2 ставки, что составляет 20 тысяч тенге.
В декабре в интернете появился документ, в котором говорилось об огромной разнице в окладах между рядовыми и руководящими сотрудниками организации.
«В реальности в сельской местности некоторые почтальоны получают 20 тыс. тенге, тем временем когда в центральном аппарате оклады руководящего состава составляют до 3 500 000 тенге. Также (председатель правления Жанасова) утверждает, что управляют компанией пять человек: (четыре зама и она), а в реальности управляют девять человек, из них шесть – члены правления», – говорится в документе.
Факт при этом остается фактом: работников не хватает, и это заметно на местах, где людям приходится часами ждать в очередях.
Коррупция
Приведем несколько примеров.
В ноябре текущего года «Казпочта» выявила финансовые нарушения в разных регионах на общую сумму 273 миллиона тенге.
«Материалы внутренней проверки были переданы в департамент экономических расследований для принятия процессуального решения и привлечения подозреваемых к ответственности, а также возмещения суммы ущерба. В структуре правонарушений есть факты хищений, мошенничества, кражи и получения незаконного вознаграждения. Всего зарегистрировано 11 уголовных дел в семи региональных филиалах", - сообщила пресс-служба компании.
Уголовные дела были открыты по факту:
- хищения газа и запчастей;
- хищения средств из кассы;
- недополученной выручки от юридических лиц в результате самовольного снижения тарифов;
- хищения денежных средств со счетов юридических лиц путем подделки расходных документов;
- недостачи товарно-материальных ценностей, средств от подписки и наложенных платежей;
- хищения средств от подписки;
- мошенничества с хищением средств у держателей карточек по дубликатам карты;
- кражи почтовых отправлений;
- кражи с незаконным проникновением в подразделение областного филиала;
- получения работником управления ревизии и контроля незаконного вознаграждения за сокрытие факта недостачи лотерейных билетов;
- присвоения или растраты вверенного чужого имущества в особо крупном размере.
При этом служебное расследование на тот момент не было завершено, так что итоговая сумма похищенного может вырасти.
В июле текущего года за взятку осудили замдиректора филиала в Павлодаре. В январе подсудимый попросил взятку за беспрепятственную приёмку выполненных работ по ремонту кровли автомобильного бокса на территории управления филиала и был пойман с поличным при получении двух миллионов тенге. Суд приговорил мужчину к трем годам лишения свободы в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности с пожизненным запретом занимать должности на государственной службе.
В прошлом году посадили двух операторов связи из ЗКО – за 7 лет женщины похитили более 37 млн тенге. 31 из них составляла оплата населения за электроэнергию. Суд признал обеих виновными и назначил наказание в виде семи лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать материально-ответственные должности в финансовых и государственных организациях. Также они должны были компенсировать «Казпочте» 25,8 млн тенге.
Тогда же приговорили к заключению работницу отделения почты в Карагандинской области, которая помогала сотрудникам дома престарелых похищать средства подопечных стариков.
В позапрошлом году обнаружилось, что сотрудники почтового отделения в Алматинской области заставляли пришедших за пенсией стариков покупать ненужные им духи.
Как видим, преступления совершают работники во всех регионах и на разных должностях, причем многие преступления длятся годами.
Что делать
В октябре Асел Жанасова рассказала о том, чего добилась «Казпочта» за первые восемь месяцев текущего года.
Главным стало то, что за счет оптимизации расходов, развития электронной коммерции и других финансовых услуг компания впервые за 5 лет получила чистую прибыль. Доходы «Казпочты» за 8 месяцев выросли на 44 %, или на 16,7 млрд тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ранее «Казпочта» только несла многомиллиардные убытки.
Для компании, которая предоставляет коммерческие услуги, это, пожалуй, главный показатель, так что руководство идет правильным путем. Теперь стоит хотя бы часть прибыли направить на решение перечисленных выше проблем – и «Казпочтой» будут довольны и клиенты, и рядовые сотрудники.