Миллионеры дальнего аула

Когда-то Аккыр был овцеводческим совхозом почти на краю Кызылкумов. Здесь разводили каракулевых овец, причем здешние шкурки были матового цвета – из них шили полковничьи папахи. С развалом Союза совхоз был ликвидирован, скот раздали за долги, большая часть породистых овец пошла под нож.

– От 40 тысяч овец, сотен лошадей и большого поголовья верблюдов остался мизер. Люди объединились в мелкие крестьянские хозяйства. Но не надо на суровый крестьянский труд смотреть свысока. На нем и миллионером стать не проблема, если с головой и руками все в порядке. Миллион тенге – это небольшая отара овец мясной породы или верблюд-самец с двумя матками. А наши животноводы на отгонах пасут по десятку собственных верблюдов, по сотне баранов, – рассказывает Нурпеис Болтаев – старожил этого аула, проработавший много лет главным зоотехником хозяйства.

Рассчитываем только на себя!

В Аккыре люди рассчитывают только на себя и свои возможности, может, потому и дела тут идут неплохо. Поразило нас здесь многое: ровные улицы, деревья через каждые два метра, исправно работающие колонки, детская игровая площадка, мечеть ослепительной белизны, три сквера в селении на 200 дворов. На улицах – ни одной соринки. Ни фантиков от конфет, ни битого стекла. Поневоле ищешь глазами урну, чтобы окурок выбросить. Потом нам объяснили – есть тут строгое правило: тот, кто плюнет, к примеру, на детской игровой площадке, будет неделю выгребать в мешки мусор из урн и таскать его на полигон за окраину!

Несколько лет назад в рамках программы “Таза су” в ауле был проложен водопровод – пластиковые трубы, новенькие колонки. Профилактический ремонт ведется постоянно. Такой подарок государство в ближайшие полвека больше не сделает, потому легче содержать водопровод в порядке, чем потом тратить миллионы тенге на ремонт или вообще без воды сидеть.

Поразил еще один факт: на двести дворов в ауле имеется… три кафе, где молодежь вечерами может отдохнуть, потанцевать.

И еще, в ауле пока лишь пять телефонных точек. И два из пяти телефонов установлены в школе. Потому что детям нужен Интернет.

Детский сад тоже очень нужен. А раз нет денег на строительство нового, то нашли выход – старое здание совхозной конторы решили поделить на два крыла и ремонтировать методом асара, то есть всем народом. В одной половине будет клуб (старый сгорел при пожаре), в другой – садик. Население растет, рождаемость тоже. В ауле 11 семей, где воспитываются 10 и более ребятишек.

Без огородов – не выживешь!

Рядом с Аккыром протекает речка Майлыозек – приток Жанадарьи. Живительная влага позволяет аккырцам на целинной песчаной земле выращивать отменные картошку, дыни и арбузы.

В принципе, сельчане имеют сейчас на столах все, что подарила матушка природа, – овощи, фрукты, масло, молоко, мясо. Вот только жаль, что продать свою продукцию они не всегда могут.

– И это почти единственная наша проблема – отдаленность от рынков, – говорит аким села Жаксылык Бектыбаев. – Осенью приходится обозы с арбузами, дынями и картошкой в райцентр снаряжать, по отдельности семьям ездить на базар торговать невыгодно – далеко. Хозяева скотины тоже в компании сбиваются, когда приходит пора барашков на зимний забой сдавать. Жаль, приемного пункта шерсти рядом нет, ближайший – за сто километров от аула. Хозяйки у нас все рукодельницы – и кошмы валять умеют, и одеяла шерстяные набивать, только ведь со стрижки скота горы шерсти собираются, а хранить ее можно от силы год. Приходится сжигать это добро.

Упомянул аким и еще об одной проблеме. От Жалагаша до Аккыра ведет хорошая трасса. Однако есть небольшой участок длиной 5 километров, где асфальт весь выбит, сплошь ямы и рытвины. Мечта Жаксылыка Бектыбаева – отремонтировать этот кусок дороги. Но пока денег на ремонт нет.

Уезжая, я задал привычный уже вопрос: как переживут сельчане кризис? И услышал в ответ – мол, до нас еще кризис не дошел, возможно, и не дойдет. Всем бы такой оптимизм!

Елибай ДЖИКИБАЕВ, фото автора, Жалагаш – Аккыр – Кызылорда