Экономика республики не может быть в одном ряду с мировыми лидерами без своего развитого машиностроения. Так считает профессор, заслуженный машиностроитель Казахстана Тюлеугазы Токтаганов. Он четверть века является деканом машиностроительного факультета Павлодарского государственного университета.
В советское время область была крупнейшим машиностроительным регионом республики, выпуская до 60 процентов продукции этой отрасли. В крае работало около 40 машиностроительных предприятий, самое известное – Павлодарский тракторный завод.
– Сейчас же Казахстан ежегодно завозит машиностроительной продукции не менее чем на 15 миллиардов долларов, – отмечает Тюлеугазы Токтаганов.
Он убежден, что Павлодарская область должна вернуть славу лидера машиностроительной отрасли, чтобы страна как можно больше производила продукции, а не закупала ее за рубежом. Причем порой вполне добротные проекты упираются в стену чиновничьего непонимания. А крупный бизнес на словах поддержит хорошее предложение, но не горит желанием работать на долгосрочную перспективу.
– Глава государства ставит задачу развивать сельское хозяйство – сферу, что кормит казахстанцев. Но уровень развития агропромышленного комплекса определяется уровнем сельскохозяйственного машиностроения, – подчеркивает профессор.
Два года назад Тюлеугазы Токтаганов с коллегами провел анализ, какую же продукцию машиностроения область закупает за границей:
– Получились колоссальные объемы! Павлодарская область могла бы путем сборки этого оборудования сэкономить солидные средства и развить свою экономику! Например, почему наш регион закупает такой несложный механизм, как редукторы?
Редукторы из российских Майкопа и Челябинска завозят два предприятия Павлодара – машиностроительный завод, производящий автокраны, и завод металлоконструкций.
– Если наладим производство редукторов, то обеспечим ими свою область, весь Казахстан и регионы Сибири, – убежден Токтаганов. – Редукторы используются во многих производствах! Чтобы наладить производство, есть и опытные кадры, и комплектующие в виде кабеля и металла для корпуса. Но потенциальному производителю надо вложить большие средства. Коммерческие банки заем дают под 15 процентов, а рентабельность у такого предприятия – 6–7 процентов. Нужна господдержка! А под программы содействия бизнесу машиностроение не подпадает. Ощущение, что в министерствах, формирующих госпрограммы, нет понимания, что такое машиностроение!
Тюлеугазы Токтаганов говорит, что в последний год существования Советского Союза в Казахской ССР насчитывалось порядка 350 тысяч тракторов, сегодня – около 150 тысяч:
– Павлодарский тракторный завод (ПТЗ) ежегодно выпускал до 50 тысяч тракторов. В 1998-м завод был объявлен банкротом.
Предвидя ситуацию с остановкой ПТЗ и проблемы с комплектующими, завозимыми с предприятий России, профессор предлагал переориентировать тракторы на костанайские двигатели. Ранее их поставляли из Барнаула. Но и это предложение по уходу от российских поставщиков в пользу казахстанских руководство завода не поддержало. Зато в последние годы деятельности ПТЗ, по информации Токтаганова, выделялись колоссальные средства на закупку оборудования – например, кузнечно-прессового из Германии:
– Но завод остановился, людям зарплату не выдали. Новые прессы, не проработавшие ни одного дня, растащили на цветмет, в том числе и электронику.
Ученый вспоминает, что, когда в 2003 году был в Германии, тамошние машиностроители сказали, что именно они продали пресс Павлодару и выкупили его обратно по цене металлолома. Вмонтировали новую электронику и продали в другую страну. После остановки ПТЗ предприятие буквально растащили. Остались лишь большой сборочный и опытно-экспериментальный цехи, которые находятся в так называемом режиме охраны. Оба цеха – в собственности АО “Казахстантрактор”, доля государства в котором составляет около 40 процентов. Остальные площади занимают различные ТОО.
Небольшое “отверточное” производство тракторов в 2007-м открывало ТОО “Автоспецмаш-Павлодар”, получив лицензию и запчасти от одного из мировых лидеров машиностроения – Минского тракторного завода. Директор ТОО Виталий Акименко обещал захватить тракторный рынок Казахстана. Но был осужден на 7 лет за мошенничество. Суд обязал его вернуть 13 миллионов тенге бизнесменам Казахстана, России и Монголии, взятых в качестве оплаты за технику.
– Возрождать тракторный завод в былой форме даже нет необходимости, – говорит наш собеседник. – Он ведь был рассчитан на выпуск 50 тысяч единиц, которые сегодня вряд ли кто-то купит. Сейчас надо производить тракторы небольшими сериями и различных модификаций.
В разные годы выдвигались идеи производства автомобилей на мощностях ПТЗ.
– Вопрос был в предоставлении площадей, когда корейская фирма “Дэу” предложила выпускать автомобили в Казахстане, – поясняет Токтаганов. – Автогигант перебрался в Узбекистан, развивая экономику этой страны, а мы стали приобретать машины у них.
Нам нужен свой автомобиль! Спрос на транспорт был, есть и будет. И его дальнейший рост неизбежен, а мы, похоже, продолжим обогащать производителей других стран.
Павлодар