Вице-министр образования и науки Такир БАЛЫКБАЕВ рассказал депутатам, как в школах и колледжах будут учить по-новому. Детей за парты с 2016 года предлагается усадить с шести лет. Иначе при 12-летнем образовании ученики не успеют получить среднее образование до 18 лет. Это вызвало у депутатов сомнения и возражения.
Мажилисмен Розакул ХАЛМУРАДОВ задал вопрос: готовы ли школы принять шестилеток? В этом году таких детей было 306 тысяч. Депутат Надежда ПЕТУХОВА, как врач-педиатр, напомнила о том, что дети в шестилетнем возрасте психологически не готовы к обучению в школе, и предложила подумать о реалиях:
– У нас нет типовых школ, где будут оборудованы игровые места, места для питания. У нас есть школы даже с трехсменкой – никаких условий. Не получится ли, что к 15 годам половина школьников будет страдать гастритами, половина – сколиозом. И к 18 годам нужно будет проводить реабилитационные мероприятия?
Но вице-министр не пожелал наступать на горло минобразовской песне, заявив, что образовательные учреждения должны предоставить все условия. Должны – и точка. Как и когда – дело десятое?
Депутат Жуматай АЛИЕВ озаботился тем, что молодежь не идет в колледжи:
– Откуда возьмутся учащиеся? Кто пойдет? С этим КТА (комплексное тестирование для выпускников колледжей, поступающих в вузы) у нас в этом году вообще набора нет в колледжи. Все уезжают в Россию, Бишкек. Мы работаем на сторону.
Критике подвергся и проект холдинга “Касипкор”. С воодушевлением говорила председатель правления Эльдара САДВАКАСОВА о создании колледжей мирового уровня, разработке новейших образовательных программ и намерении привлечь иностранных преподавателей. Спуститься на землю попросила вице-спикер Дарига НАЗАРБАЕВА:
– Уж очень это напоминает один известный проект – “Нью-Васюки” Остапа Бендера.
А ларчик энтузиазма по поводу прожекта просто открывался: цена вопроса создания колледжей – 30 миллиардов тенге. На каждый. Из них 17 миллиардов – на само строительство, остальное – на оборудование.
– Получается, из 60 миллиардов, которые выделяются на эти два проекта, примерно 26 пойдет на оборудование и 34 миллиарда – на строительно-монтажные работы, – заметила Дарига Назарбаева. – А если эти 34 миллиарда потратить на оборудование для действующих колледжей? Разве это было бы не по-хозяйски? Миллиарды денег тратятся на разработку каких-то методологий, подготовку кадров за рубежом – и все с непонятным результатом. Мы видим, что деньги не считаются! Сейчас хороший способ уйти из-под контроля – закинуть деньги на уставные капиталы квазигоссектора. А там уже никто – ни Счетный комитет, ни Парламент – не может туда заглянуть.
Единственное, что не вызвало споров мажилисменов – введение с 2019 года бесплатного профессионально-технического образования. В целом же депутаты посоветовали разработчикам законопроекта приблизиться к нашим реалиям и предпринять меры, чтобы профессионально-техническое обучение стало привлекательным.
Астана