- События в Кыргызстане - снова в центре политического внимания. Михаил, как бы вы прокомментировали острую ситуацию?
- Не мне оценивать качества акаевского режима, но он производил вегетарианское впечатление в сравнении со всем регионом. Его разрушили системно и извне. Далее киргизы - кочевой народ. У них возникают другого рода социальные реакции. Меня всегда смешила идея, когда говорили: "ОМОН пойдет, и они разбегутся"… Ну, конечно! Имею ввиду, сам архетип. Все это началось еще во время Акаева. Зачем разрушили Сербию, Украину - понятно. А зачем Киргизию? А сейчас уже там пошел стихийный процесс распада, в который позже вписались и Россия, и Казахстан, и, наверное, как выразился Лукашенко, "пристегнули американцев".
- Как вы оцениваете шансы на восстановление государства?
- Как может получиться цыпленок из яичницы - я не понимаю. То, что мы видим - вторая фаза процесса разрушения киргизского государства. Я никого не хочу обидеть, я нормально отношусь к киргизам. Но представьте фразу на могиле: "Погиб за свободу и независимость Киргизии". Это смешно… Но это критерий. В общем-то, страна с самого начала была довольно условной.
- Считаете ли вы, что Временное правительство сможет регулировать отношения в собственной стране и во внешней политике?
- Мне кажется, что нынешний режим еще слабее способен контролировать ситуацию в стране, чем это делал Бакиев. Я думаю, что судьба Киргизии будет решаться заинтересованными правительствами за ее пределами. Как они ее решат, в какой конфигурации - зависит от многих обстоятельств. От того, чего они будут хотеть, насколько они будут решительны…
- Россия окажет помощь киргизам?
- Россия, думаю, даст какую-то помощь. Тем более, что Киргизия недорого обходится. Другое дело, насколько эта помощь будет эффективно использована. Вот что мне представляется очень проблематичным.
- Как вы думаете, почему Лукашенко предложил свою помощь Бакиеву?
- По-моему, Лукашенко немножко сошел с ума. Он что не понимает, что позиция России - не допустить гражданскую войну и хаос? Его позиция поддержки Бакиева - поддержка гражданской войны. Значит, вы собираетесь участвовать в этой войне. Тогда объясните, какими силами и средствами и на чьей стороне? Иначе такая позиции нелепа. Все что он сейчас делает, представляет собой женскую истерику. На самом деле, он просто примерил эту ситуацию на себя: "Народ не имеет право предать своего президента"!... Он просто обиделся на ОДКБ, на Россию, в первую очередь.
- Как оцениваете роль Казахстана во всей этой истории?
- Я думаю, что в принципе идея по-тихому убрать Бакиева через Казахстан возникла потому, что опасность резни (пока он там) была реальной. Конечно, тихо уехать - это была цена вопроса для него и для ситуации в целом. Я думаю, что все может плохо кончиться, и Лукашенко в его судьбе может сыграть зловещую роль. Потому что он ему политическую "крышу" не предоставит.
- Еще пять лет назад российский политолог Андроник Мигранян предположил, что лучший вариант - поделить Кыргызстан между соседями. Можно так решить вопрос, на ваш взгляд?
- Если бы была возможность поделить, может было бы и к лучшему. Между кем и как? Всегда останутся обиженные. А ценой станет конфликт, например, между Казахстаном и Узбекистаном. На самом деле, Центральная Азия представляет собой огромную искусственно созданную, поделенную по игрушечным границам территорию, что и создало неимоверные проблемы.
С одной стороны - более менее состоятельный Казахстан. По сути, он оказался одной из самых удачно поделенных стран. Казахстан номинально выиграл от развала Союза. Но сейчас выяснилось, что номинальный выигрыш не означает выигрыша реального.
На самом деле, Казахстан относится культурно, этнически и политически к пространству России. Там существует два пространства - российское и туркестанское. И если бы Россия проводила целенаправленую политику, то она должна была бы стремиться к тому, чтобы каким-то безболезненным способом вернуть большую часть Казахстана в некое общее пространство.
- Михаил, как вы относитесь к Таможенному союзу?
- Вообще-то положительно. А в частности - Таможенный союз - это экономическая конструкция. А экономическая конструкция, не подкрепленная военной мощью не является эффективным инструментом.
Речь идет о собирании некого исторического пространства, которое может существовать в течение длительного времени только совместно, либо оно будет порвано на части, включая Россию.
Казахстан, Украина, Белоруссия - это то, что вполне может быть реинтегрировано. Назарбаев всегда был сторонником этой идеи. И он бы мог ее и провести. Он же про это говорил еще в 1991 году, дальше многое произошло. Он же тоже вынужден жить в неком реальном политическом пространстве, и обязан в нем маневрировать.
Казахи сами по себе - не такие уж и мусульмане. Не считая юга. И существует старинная исламская цивилизация, "туркестанская". Но она тоже разнородная - таджикская, узбекская, которая могла бы быть очень удобным геополитическим подбрюшьем для России. Если бы его сделать сильным, поддержать ресурсами, то это была бы конструкция, которая бы создавала и безопасность, и стабильность, и действовала в интересах всех.
- По словам Игоря Шувалова, первого заместителя председателя правительства РФ, для участников ТС в 2012 году может вновь появиться единая валюта.
- Это маниловщина. Какие единые деньги? Вы сначала создайте единую армию и единую внешнею политику. После этого могут быть единые деньги. Даже европейские единые деньги плохо работают, при том, что у них есть НАТО… Оказалось, что единые деньги представляют не силу Союза, а его уязвимое место, именно потому что они сильнее всех остальных институтов. Есть альтернатива, либо собрать волю в кулак и все институты привести к евро, что сделать невозможно. Либо приходиться деградировать!
Еще недавно евро был валютой, которая по своим параметрам качественно превышала доллар. Больше она такой валютой не является. То же самое здесь. Какая единая валюта? Тогда давайте привязываться к доллару. Причем здесь рубль? ТС вещь в правильном направлении. Я за Союз! Я скучаю по собственной стране, которая имела свое историческое основание, которую взяли и распустили полупьяные идиоты непонятно на каком основании…
Наша справка
Помимо телевизионной деятельности Михаил Леонтьев - член партии Единая Россия, лауреат премии "Золотое перо России", номинант премии ТЭФИ-1997. В 1979 году он закончил общеэкономический факультет Московского Института народного хозяйства им. Плеханова. После окончания института работал в НИИ, где пытался, по его собственным словам, "заниматься реальной советской экономикой".
В октябре 2007 года на ОРТ вышел его проект "Большая Игра" - цикл передач, посвященных истории противоборства России и Великобритании за господство в Центральной Азии в XIX-XX веках. По собственным словам был "диссидентом".
Работу на телевидении Михаил считает вредной "для физического и психического здоровья".
В связи с экономическим кризисом 2008 года заявил, что "самым вероятным выходом из нынешнего кризиса является глобальная война. Кто и каким образом ее развяжет - это уже чисто технический вопрос".