МИД, ООН и сексуальные домогательства

В Сарыаркинском районном суде Астаны приступили к его повторному рассмотрению. Главный вопрос: должен ли Казахстан возместить ущерб Белоусовой во исполнение решения Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Пояснения по этому вопросу в суде должны были дать представители министерства иностранных дел РК. Однако на первое заседание они не явились.

Это дело давно уже переросло из обычного гражданского в репутационное, ведь на кону имидж Казахстана. Возвращая его на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, председатель коллегии Верховного суда неспроста уточнил у прокурора: имиджевые потери, связанные с неисполнением международных обязательств Казахстана, – это правовое понятие или политическое?

– Больше политическое, – ответила тогда прокурор.

Напомню, Анна Белоусова, проживающая в селе Перцовка Костанайской области, пыталась доказать в различных инстанциях, что пострадала от сексуальных домогательств своего начальника – директора школы, в которой она работала.

Отказав ему во взаимности, она осталась без работы, подверглась регулярным насмешкам односельчан, а из-за затянувшегося стресса ее зрение упало до -12. Женщина стала инвалидом первой группы и полностью потеряла трудоспособность. Эту информацию озвучила на заседании суда эксперт-психолог Светлана ЧЕРНИКОВА. Она сообщила: сексуальное насилие, как и принуждение к нему, является разрушительным для психики женщины. А директор школы не просто домогался Белоусовой, но позволял себе и другие формы унижения, ему важно было показать свою власть.

– Она боялась его. Он начал ее трогать, прижимал к шкафу, говорил, что будет все хорошо, если она согласится. После отказа ее жизнь превратилась в ад. Он давал грязную работу, которая не соответствовала ее должности: в 30-градусный мороз заставил мыть железный школьный забор, тряпка прилипала к нему, – рассказала в суде эксперт Светлана Черникова.

Сельчанка прошла множество инстанций, но везде ее доводы были признаны необоснованными. Как домогательства к сельской гардеробщице могут по имиджу Казахстана ударить

В 2015 году Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, исследовав обстоятельства дела, признал права Анны Белоусовой нарушенными и призвал власти Казахстана выплатить компенсацию, которую сама она оценила в 7 миллионов тенге.

Но это решение до сих пор не исполнено. Чиновники никак не могут определиться, какое ведомство должно раскошелиться за бездействие госорганов, не обеспечивших Белоусовой возможность защитить свои права, да и вообще решение Комитета ООН не суд в последней инстанции, а потому не обязательно к исполнению в Казахстане.

Расставить точки над “i” могли бы представители министерства иностранных дел РК. Они участвуют в подписании международных договоров, ратификации конвенций и точно знают, чем может обернуться для страны несоблюдение взятых на себя обязательств.

Но мидовские спецы в суд не пришли, чем едва не сорвали заседание.

– Они не хотели участвовать в дальнейшем заседании, просили освободить их от этого. Но дело касается исполнения международного договора, а за международные отношения у нас, как известно, отвечает министерство иностранных дел. И я хочу, чтобы МИД, являясь центральным исполнительным органом, ответил на самый важный в судебном заседании вопрос: существует ли юридическая либо другая какая-то необходимость исполнения международных договоров. Я хочу, чтобы они проанализировали документы, ситуацию и дали свое заключение суду. Под протокол суда, – озвучила свою позицию защитник Белоусовой Снежанна КИМ. Психолог разъяснила, почему в Казахстане женщины часто становятся жертвами сексуальных домогательств

По словам адвоката, заключение МИДа важно не только для этого дела. В последнее время казахстанцы все чаще обращаются с жалобами в разные комитеты ООН, а как исполнять их решения – большой вопрос.

– Есть законодательство, есть международные нормы, и их необходимо исполнять. Каким образом – можно установить только практикой. В результате этой практики, возможно, последуют какие-то изменения в законодательстве. То есть мы сейчас пробиваем дорогу. И как тут без МИДа? Тем более что именно МИДу в дальнейшем работать с этими международными договорами, которые Казахстан ратифицировал и к которым присоединился. И это его представителям отвечать на вопросы, которые будут задавать в комитетах ООН: исполняет ли Казахстан их решения? – напоминает адвокат Снежанна Ким.

Она попросила суд выяснить-таки официальную позицию министерства иностранных дел об обязательности исполнения решений комитетов ООН. Казахстан потратил слишком много денег на свой имидж, чтобы так просто его потерять.

АСТАНА