Данная концепция помогла бы человечеству избежать глобальных катастроф.
В настоящее время мир стоит на пороге глобализации. Данный процесс объединения в одно целое многих государств находит как сторонников, так и противников. Почему это происходит? Какие плюсы и минусы ожидают государства, решившие стать звеньями одной цепи под коротким названием "глобализация"?
Для того чтобы отвечать на эти и многие другие вопросы, возникающие при обсуждении данного явления нужно попытаться определить его составляющие, то есть составляющие взаимосвязи между государствами-членами той или иной группы, объединенной межгосударственными договорами или входящими в различные блоки, союзы организации.
Итак, первое - взаимосвязь, а в некоторых случаях взаимозависимость, прежде всего на уровне безопасности. Так многие государства являются членами таких блоков, как ООН, НАТО, ШОС и др. Что это им дает? Ощущение собственной безопасности и чувство уверенности в случае возникновения конфликтных ситуаций, как между государствами, так и внутри отдельных государств. При этом могут ставиться разные задачи существования подобных межгосударственных образований, но главная цель этих процессов - объединение.
Во-вторых, экономическая взаимосвязь. Вероятность того, что движение к глобализации будет усиливать взаимозависимость между экономическими процессами на внутригосударственном и межгосударственном уровнях очень велика. При этом нужно быть реалистом, учитывая, что в любой глобальной организации (союзе, блоке) будут присутствовать как ведущие, так и второстепенные члены. И это видно на примерах функционирования Всемирной торговой организации, Евросоюза, Североамериканского соглашения о свободной торговле и др. организациях.
В-третьих, политическая взаимосвязь. Многие могут утверждать, что с падением СССР идеологическая подоплека возникновения межгосударственных союзов перестала быть актуальной, но это не так. В настоящее время в мире существуют межгосударственные объединения, имеющие в своем основании совместимые политические интересы. Это Организация американских государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Исламская конференция и др.
Нужно учитывать, что у многих государств, входящих в те или иные межгосударственные образования, существуют свои национальные интересы. А достижение своих интересов возможно гораздо быстрее и с меньшими потерями, если все это будет происходить в рамках какой-либо межгосударственной организации. При этом не нужно забывать, что второй фактор тесно взаимосвязан с третьим при определении своих национальных интересов государств, входящих в межгосударственное объединение.
Четвертый фактор - это информационная взаимосвязь. Действительно, информационный фактор играет большую роль в современном мире. И оттого, какое межгосударственное объединение будет иметь исчерпывающую информацию, может либо начаться конфронтация между блоками, либо пойдет налаживание более тесного сотрудничества.
Межгосударственные объединения на первый взгляд позитивно влияют на процессы развития государств и межгосударственных взаимоотношений. Но если проанализировать ситуацию, сложившуюся в настоящее время в мире, можно спрогнозировать некоторые тенденции развития подобных надгосударственных образований. Если внимательно ознакомиться с уставными документами межгосударственных объединений, то везде проходит идея о процветании человечества, как такового через защиту прав человека. Идея, безусловно, святая, но насколько благородными будут поступки тех или иных государств, прикрывающими свои цели подобными лозунгами.
Если рассматривать любое межгосударственное образование, то можно сразу выявить ведущих членов союза и второстепенных. Так, в Евросоюзе основу составляет Франция и Германия, в НАТО - основной игрок - США. В ООН (Совет безопасности) пять государств, которые имеют право вето на те или иные вопросы. И нужно понимать, что без основных членов подобных союзов существование организаций было бы невозможно. А для чего они, основные игроки политической жизни, вступают в подобные союзы, с какой целью? Уже сейчас понятно, что за многими благими намерениями, которые лежали в основании создания тех или иных межгосударственных объединений стоят национальные интересы того или иного государства или ряда государств.
При этом государству, находящемуся в том или ином союзе, гораздо легче оправдывать свои действия, чем если бы оно не входило в межгосударственное объединение. Многие государства видят большую выгоду от подобных организаций. Даже Пекин, политика которого была направлена на невступление в разного рода межгосударственные блоки, союзы, в последнее время занимает активную позицию в функционировании некоторых межгосударственных объединений.
Например, создание ШОС. Основными членами этой организации является Китай и Россия. Что они почерпнули от членства в данном союзе? Если посмотреть на задачи, поставленные перед ШОС, то там видно, что борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом является одной из основных задач ШОС. И все члены этой организации могут использовать подобную задачу в своих интересах. Пекин в наведении порядка в Сяньзан-Уйгурском автономном районе, Ташкент в борьбе с последователями ИДУ. И другие государства также могут использовать данное направление и извлечь выгоду.
НАТО. Основным его "пламенным мотором", безусловно, является США. Если в начале НАТО создавалось как блок против СССР, то теперь НАТО играет роль некоего "стабилизатора" политических отношений. В этом случае Вашингтон использовал свое членство, чтобы поиграть мускулами в Косово, в первой иракской кампании, в Афганистане и т.д. И хотя в задачах НАТО есть борьба с терроризмом, мировое сообщество до сих пор не может определиться, что подтолкнуло Вашингтон на военные операции: или святые намерения о защите мирных граждан, или достижение своих национальных интересов.
В этом плане показательна ООН. Самая мощная, и до недавнего времени одна из авторитетнейших международных организаций, претендующая на структуру, которая впоследствии может на практике претворить идею глобализации, показала, насколько несовершенным может быть механизм функционирования подобных образований. При этом создается двойственное впечатление. Все государства-члены ООН должны соблюдать устав и действовать в соответствии с ним. Но если одно из ведущих государств решит, что национальные интересы в данном случае выше устава международной организации, то эта организация, как и ее устав перестает быть гарантом тех свобод и прав, которые она уже длительное время популяризирует.
При этом создается впечатление того, что все международные объединения, союзы являются простой ширмой для других государств, которым выгодно, прикрываясь высокими идеями, проводить свою политику по отношению к другим странам.
В результате чего можно констатировать факт создания подобных надгосударственных объединений только как очередной способ проведения своей политики.
Интересен и тот факт, что и второстепенным членам подобных союзов это выгодно как в политическом, так и в экономическом плане. И здесь многие становятся свидетелями масштабной борьбы за раздел (передел) зон влияния между государствами всего мира. Поэтому процесс появления межгосударственных объединений будет иметь тенденцию к росту. И вполне вероятно, что будущие конфликты, возможно, будут происходить не между государствами, а между подобными межгосударственными объединениями, каждое из которых в свою очередь будет преследовать интересы тех стран, которые будут членами того ли иного союза.