ОТ НАРОДА – VIP-ПЕРСОНАМ
Сотни комментариев “легли” под постом Тенизбаева, и, более того, его предложение спровоцировало выступления чиновников перед прессой и еще добрый десяток постов в Интернете.
“Я очень люблю свой родной город Кызылорду, но каждый раз, вылетая на самолете из международного аэропорта “Коркыт Ата”, мне не хочется возвращаться, – пишет Тенизбаев. – В душе ощущение дежавю, как будто мы вернулись в смутные, тяжелые, суровые 90-е. Всё тоскливо и беспросветно, непонятно, как он (аэропорт) получает разрешение на эксплуатацию. Налицо множество нарушений законодательства РК, но ни один уполномоченный орган этого не замечает. Персонал устраивает разные придирки к пассажирам (наверное, с целью монетизации). На моих глазах пассажиру (гражданину другой страны) не разрешили перевозить небольшую запчасть в ручной клади, хотя в списке вещей, запрещенных к перевозке, подобное не упоминается. Он молча согласился, но попросил упаковать багаж. Стоимость упаковки 1 500 тенге. Он дал 2 000, но ему сказали, что нет сдачи, ждите. Естественно, он ждать не мог и сказал, что не надо. Чек тоже не дали. Я обратился по этой ситуации к руководству аэропорта, и через несколько минут в зал ожидания пришла девушка с видом оскорбленной невинности, вручила чек и сдачу ошарашенному иностранцу. Наверное, такие истории могут рассказать и многие мои земляки”.
Идея закрыть VIP-зал в аэропорту Серику Тенизбаеву пришла на ум, по его словам, как раз во время ожидания самолета.
“Пока я ожидал посадки, размышлял, что же можно сделать, пришла идея, на которую даже не надо денег, – пишет он. – Предлагаю закрыть VIP-зал. Пускай государственные служащие, начиная с акима, нефтяники и так далее летают с простым народом. Может, тогда они, наконец, поймут весь этот бардак. Заодно у властей будет возможность общаться с людьми, тем самым реализуя политику “слышащего государства”.
Когда комменты посыпались под постом Серика Мустафаевича, как спелые желуди с дуба в ветреную погоду, среди комментаторов сразу же нашлись, конечно, скептики, которые назвали идею Тенизбаева неосуществимой:
“Идея-то хорошая, только, покуда есть хоть толика власти…”.
“Боюсь, что это заденет самолюбие VIP-персон (а это в основном чиновники)”.
“Громко заявлено, что аэропорт международный. А насчет VIP-зала – вряд ли уберут, ведь к нам иногда прилетают чиновники и депутаты из столицы, и по статусу им негоже быть в общем зале ожидания”.
“В наше время предлагать закрыть VIP-зал – это чистой воды экстремизм!”.
“Саке, не пройдет, но идея хорошая”.
“Эта власть на такое не пойдет. И думать забудьте об этом”.
“Хорошая идея, но очень трудновыполнимая, так как сами клиенты VIP-залов и придумали эту схему”.
Но нашлись и сотни людей, которым тоже захотелось рассказать о своих впечатлениях об аэропорте Кызылорды и поддержать Тенизбаева:
“Правильное предложение. Пусть летают наравне с простыми гражданами!”.
“Тоже мне, возомнили себя уездными князьками, конечно, пускай будут с народом!”.
“Что там делать в VIP? Прилетел – улетел”.
“Абсолютно согласна. Только еще про туалет забыли написать. Меня наизнанку вывернуло от запаха перед самым вылетом”.
“Вообще эти VIP-ы – начало всех зол. Само название уже указывает на наличие каких-то каст, которых раньше не было, а ныне создано блудными умами власть имущих”. Пока не пнешь, не полетит
“Не аэропорт, а полный отстой. Позорище”.
“Элементарно нет тележек? Почему?”.
“Придирки к ручной клади часто не в тему”.
“Чем южнее, тем больше бардака, он на уровне самого захудалого аула”.
“Я лично несколько раз летал из Кызылорды, что в аэропорту бардак, полностью согласен”.
“Возможно, поэтому над нами и подсмеиваются другие города”.
“Это шиномонтажка, а не аэропорт!”.
“Какая правильная, честная и справедливая идея. Это надо сделать по всей стране”.
“В год как минимум 2–3 раза летаем домой. Полностью согласна с вами. Здание без ремонта, ужасная обстановка в зале (про туалет молчу). Ожидание багажа – это отдельная история. Персонал наглый, безграмотный”.
“VIP – это оскорбительно, стыдуха, из каких-то далеких времен капитализма. Если сохранились в некоторых странах атавизмом, отголоском из прошлого, нам-то зачем такая дикость, кастовое деление? Везде нужно убрать подобные залы”.
“Чем больше правящие ограждают себя от общения с народом, тем еще дальше отстраняются от нужд народа. Отсюда понятно, почему нас так шокируют некоторые (а их очень много) несуразные решения чиновников”.
“Может, года два не будем менять бордюры и асфальтировать центральные улицы Кызылорды? И на эти деньги приведем в порядок аэропорт?”.
“Капец! Я два года назад оттуда вылетала. Дело было летом, +60, внутри даже кондиционеров не было! Тетеньки, что в кассе, что в справочной, такие злющие, как будто я задолжала! Кофе оказался только 3 в 1, и тот стоит, как будто я латте заказала”.
“Прекрасная идея! А еще я ратую за то, чтоб госчиновникам и их близким родственникам запретили лечиться за границей, таким образом, может, уровень нашей медицины поднимется. Пусть сюда светила приезжают и проводят мастер-классы”.
И как итог, кстати, прозвучала фраза:
“Готов ли международный аэропорт “Коркыт Ата” закрыть VIP-зал и передать освободившуюся площадь под другие сервисы – комнату матери и ребенка, зал ожидания и так далее?”.
Акимат Кызылординской области, видать, начитавшись “ядерных” комментов и заметив, что тема обсуждений поста Тенизбаева в Сети “перерастает” из аэропортовской в социальную, как-то подозрительно зашевелился и выдал на-гора пресс-конференцию, на которой выступил заместитель руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Дамир ТЛЕУОВ.
Тлеуов сообщил, что “…в настоящее время проводятся работы по расширению площади действующего терминала аэропорта “Коркыт Ата”, разработано технико-экономическое обоснование проекта, которое проходит госэкспертизу”.
– В настоящее время эффективным вариантом реализации проекта строительства нового пассажирского терминала аэропорта является расширение существующего терминала, – уверенно заявил он. – Для этого из местного бюджета выделены соответствующие средства, разработана проектно-сметная документация, которая в данный момент проходит государственную экспертизу. Если данные работы будут завершены, то площадь терминала будет увеличена в 2 раза, то есть примерно на 1 400 квадратных метров. А в терминале расширенного аэропорта будут предусмотрены необходимые условия для обслуживания пассажиров, отвечающие всем требованиям международных стандартов.
И добавил цифр: на сегодня через аэропорт “Коркыт Ата” курсируют 23 регулярных рейса в неделю, в города Нур-Султан и Алматы. Всего за первые 3 месяца текущего года из аэропорта отправлено 32,1 тысячи пассажиров.
Лучше бы он ничего этого не говорил. Такого дружного “Фу!” пользователей в ответ на отчет о пресс-конференции, размещенный в Сети, давно не было:
“В Кызылорде построят новый терминал. Красиво звучит! Но по факту совсем другое. К действующему терминалу, построенному в 2000-е годы из г...на и палок (бывший самолетный ангар), достроят такое же убожество и назовут его, наверное, уже не международный, а межпланетный”.
“Какой смысл переделывать это неприспособленное здание? Деньги на ветер”.
“Сколько не тюнингуй этот сарай (не дворец), аэропорта всё равно не получится”.
“Регулярная отправка дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анджелес и Мельбурн!”.
“Не построят. Всегда будут смотреть на рентабельность и окупаемость. Для строительства будут искать инвестора, а им такое совсем не интересно. Бюджет? Навряд ли…”.
“Сказочники”.
А кто-то добавил и статистику, чтобы продемонстрировать всю ущербность “современного” аэропорта Кызылорды:
“Со второй половины 1960-х и до середины 1990-х годов в аэропорту Кзыл-Орды (так раньше город назывался. – Авт.) базировалось большое количество самолетов Ан-2 (свыше 50 штук), на которых до 1993 года выполнялись регулярные почтово-пассажирские рейсы в ряд населенных пунктов области. Таких, как Аральск, Казалинск, Ленинск, Джусалы, Джалагаш, Куандарья, Чиили, Яныкурган, а также осуществлялись авиационные работы в регионе.
В 1968 году в аэропорт начал совершать рейсы новый турбовинтовой самолет Ан-24. Появились рейсы не только в Алма-Ату, но и в Москву и Минеральные Воды.
С 1975 года на самолетах Як-40 стали выполняться авиарейсы из Кзыл-Орды в Алма-Ату, Талды-Курган, Балхаш, Усть-Каменогорск, транзитные: Джезказган – Караганда – Новосибирск, Кустанай – Свердловск (Екатеринбург), Джамбул – Ташкент, Шевченко (Актау) – Волгоград.
Сейчас из Кызылорды можно улететь только в Алматы и Нур-Султан”.
Вот так: условий для пассажиров нет, рейсы только в 2 города. Откуда тогда у аэропорта “Коркыт Ата” статус международного?
КЫЗЫЛОРДА