Они проделали большой путь. По данным МАГАТЭ, во Франции поставщик "Orano Cycle" погрузил материал на корабль, который прибыл в Россию. Там его переместили на железную дорогу и отправили в Казахстан грузовым составом.
“КАРАВАН” уже рассказывал о строительстве в Усть-Каменогорске Банка низкообогащенного урана (БНОУ) (“Власть урана”, 2 сентября 2017 г.). Напомним: хранилище, расположенное на территории Ульбинского металлургического завода, действует под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и рассчитано на запас гексафторида урана – сырья, используемого при изготовлении топливных таблеток для АЭС.
Цель проекта – гарантировать любой стране, где есть атомные станции, доступ к ядерному материалу и, соответственно, устранить соблазн развивать собственные технологии обогащения урана или оружейного урана.
Два года назад представителям СМИ дали возможность своими глазами увидеть хранилище банка. Это модуль площадью 900 квадратных метров, негорючий, сейсмостойкий, с небольшим административным отсеком для сотрудников МАГАТЭ. Всё строго: внутри хранилища разместили шесть групп ложементов под цилиндры с топливным материалом. В каждой группе по 10 мест. Один цилиндр – одна ложа. Общий запас материала в соответствии с заключенным соглашением – 90 тонн.
Два года назад помещение банка было пустым. В 2018 году МАГАТЭ распространило информацию о проведении тендера на поставку уранового топлива для БНОУ. Осенью того же года были названы компании-победители – французская "Orano Cycle" и казахстанская “Казатомпром”.
Как урановое сырье перемещали по Усть-Каменогорску? Это не секрет. На Ульбинском металлургическом заводе журналистам еще два года назад показали подведенный непосредственно к хранилищу железнодорожный тупик. С помощью автопогрузчика каждый контейнер доставили сначала на электронные весы, провели контрольное взвешивание. А дальше разместили на хранение. Как отметил исполняющий обязанности генерального директора МАГАТЭ Корнел ФЕРУЦЭ, с этого момента можно считать, что БНОУ приступил к работе.
Ни в МАГАТЭ, ни на Ульбинском заводе не называют общий вес прибывшей партии. По словам Корнела Феруцэ, данного количества достаточно для одной загрузки топлива в легководный реактор. Тем не менее, зная стандартный вес цилиндра типа 30В –
1,5 тонны гексафторида урана – несложно предположить, какой объем получил БНОУ в Усть-Каменогорске.
По информации Агентства по атомной энергии, до конца года свои обязательства перед банком выполнит также “Казатомпром”.
Как не устают повторять на УМЗ, запас БНОУ в 90 тонн ядерного материала – это всего 10 процентов от объема, который хранился на заводских складах в советское время. То есть дополнительное воздействие на окружающую среду исключено. Кроме того, радиоактивный фон гексафторида урана не выше, чем на урановых рудниках. Хранилище защищено тройной системой контроля – пропускными системами завода, производственного подразделения и, наконец, самого банка. По периметру предприятие охраняют подразделения Национальной гвардии.
В казахстанском министерстве иностранных дел не раз подчеркивали, что проект БНОУ является вкладом нашей страны в общую и региональную систему безопасности. Всего 12 стран в мире обладают технологией обогащения урана. А желающих развивать атомную энергетику много. Но если страна научится обогащать уран до 5 процентов, который используется в реакторах атомных станций, со временем она сможет достичь обогащения до 90 процентов, то есть оружейного урана.
Поэтому и возникла идея БНОУ: зачем вроде заниматься дорогостоящими и политически рискованными технологиями, если можно воспользоваться запасом топлива под контролем МАГАТЭ?
Вместе с тем одновременно с открытием БНОУ на мировых информационных лентах появилось сообщение: с 6 ноября Иран приступил к обогащению урана до 5 процентов. Таким образом, страна начала очередной этап сокращения обязательств по ядерной программе.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК