Мертвые души по-коммунальному

На квитанциях, оповещающих жителей об оплате коммунальных услуг, вдруг, ни с того ни с сего, в графе "количество проживающих" к реальным проживающим прибавляется еще один человек.
Такие математические выкладки поставщика услуг - случайны они или преднамеренны - бесспорно, бьют по карману потребителей. Следует отметить, что всякую ответственность за "недоразумения" предприятие перекладывает на чужие плечи.
Плюс один
Коммунальное проклятие обрушилось на семью Вагицких - не успело завершиться первое разбирательство, как тут же началось второе.
У Григория Анатольевича и Розы Федоровны никогда не было долгов - пенсионеры исправно платили за свет, воду и тепло, тому свидетельством "квиточки", в которых услугодатель ежемесячно фиксировал огромные суммы экономии. Откуда же взялись 12 тысяч тенге долга при перерасчете? Ответ на этот вопрос пожилые люди попытались найти непременно в "Окжетпесе" - мол, где как не там знают. Однако старики ошибались - услугодатель ничего не видел, ничего не слышал, и вообще, не при делах.
- В пресловутом одиннадцатом кабинете сначала нас встретили по-доброму, но прояснить ситуацию не смогли, попросили прийти через несколько дней. Светловолосая девушка нахмурила бровь, снова завидев нас на пороге, - рассказывает Григорий Вагицкий. - Перерывая свои талмуды, она долго молчала, а потом подняла голову и произнесла: "В вашей квартире, согласно нашей базе данных, кроме вас двоих прописан еще один человек". Как обухом по голове ударила. Кто этот человек и откуда он взялся в базе "Окжетпеса" девушка не смогла сказать внятно.
- Я немного вспылила, не выдержала. Ну сколько можно! Долг есть, что это за долг - никто не знает, разговаривать с нами не хотят, лицо отворачивают, - говорит Роза Федоровна. - Так тут такое началось! Эта девчушка стала на нас голос повышать, "тыкать" и всячески оскорблять, потом к ней присоединились еще несколько сотрудниц, одна из которых позвала охрану.
Стража, мягкого говоря, вывела бабушку и дедушку из помещения, пенсионеры ушли домой, не солоно хлебавши. После конфликта Роза Федоровна, инвалид 2 группы, слегла совсем - каждый день ее "навещала" скорая помощь, в итоге женщина угодила на больничную койку кардиологического отделения городской больницы.
Все было не так
Заявление на имя начальника ТОО "Окжетпес", в котором Вагицкие просили С.В. Пугачева хоть как-то проучить работниц за их неподдающееся здравому смыслу поведение, вернулось все в тот же 11 кабинет с резолюцией "разобраться на месте". Это окончательно "добило" стариков - не станут же хамки наказывать сами себя.
Слава богу, позже конфликт был исчерпан благодаря юристу предприятия-услугодателя, который разобрался в делах и ликвидировал долг. Однако, светловолосая девушка, оказавшаяся начальницей Бюро физических лиц Отдела сбыта, просить прощения у пожилых людей даже и не думала, еще бы - с ее точки зрения все было совсем не так.
- У Вагицких была прописана дочь Мария (имя изменено), но об этом в "Окжетпесе" никто не знал, фактически начисления на Марию не производились, поэтому образовывалась большая экономия. А позже, когда Вагицкие предоставили домовую книгу, им сделали перерасчет, согласно которому были совершены доначисления на Марию ровно до того дня, когда она была выписана из квартиры своих родителей, - объяснила Екатерина Болюх, та самая "скандалистка".
Смешно - несколько дней назад девушка не могла назвать пенсионерам даже имени "лишнего" человека, а теперь она полностью владеет ситуацией. Кроме того, не должна ли экономия полностью покрыть долг за Марию? Почему Вагицкие оказались еще и должны "Окжетпесу"?
- И ругани не было. Просто пенсионерка раскричалась. Охранников тоже никто не звал - они сами прибежали.
Что ж, и тут не обошлось без помощи юриста - он-то и попросил извинения у стариков за грубость работницы.
- Вы нас извините, - сказал Юрий Паламарь. - Но интереса ради, как бы вы общались с людьми, если бы просидели в кабинете целый день!?
Интересный вопрос. Неужели кидались с воплями на дедушек и бабушек…
Продолжение следует
Долг-то с Григория Анатольевича и Розы Федоровны в "Окжетпесе" сняли, уяснили и то, что Мария давно не прописана у родителей, у дочери есть своя жилплощадь, где благополучно проживает ее семья из трех человек. Зато теперь Марию, бедолагу, "прописали" к родной сестре - Анжелике (имя изменено). Прописали не фактически - в домовой книге Анжелики нет отметки о прописке Марии. Теперь Анжелика платит за Марию в казну поставщика услуг лишние деньги.
- Как это у вас так получается? - вопрошает Анжелика.
- Ничего не происходит просто так, все логично. Например, к вам же не прописали маму Екатерины Болюх. У нас нет единого централизованного источника информации, где мы могли бы черпать жилищные данные темиртаусцев. После сделки-купли продажи или получения жилища в наследство, люди не всегда приходят в "Окжетпес" на следующий день заявить, что теперь я здесь хозяин, и еще троих тут же прописал. Получить такие сведения в ЦОНах, в адресном столе, или у нотариусов не представляется возможным - у них свои структуры, а ТОО "Окжетпес" - частная компания, - говорит Ю.А. Паламарь, отдувавшийся сначала за дерзких сотрудниц, а теперь вот и за работу учреждения. - Часто мы берем сведения на предприятиях и в организациях, например, на комбинате или в детских садах, школах. Но всегда ли люди честны, указывая адрес прописки в различных документах по месту работы или обучения? Нет, не всегда, как правило, они "прописывают" себя на деревне у дедушки - у друзей или родителей. Иногда горожане приходят в "Окжетпес" и просят вписать их в такую-то квартиру. И мы им верим. Может, так и случилось с вашей сестрой…
Вот те на! Сегодня я могу прийти в "Окжетпес" и сказать: "я прописана в квартире Иванова Ивана Ивановича", и со старика в следующем месяце вычтут двойную сумму?
Отмечу, что и этот спор снова был разрешен тихо-мирно, после долгих тирад на тему "не виноватые мы!" "Окжетпес" снова признал свою ошибку - долг с Анжелики за Марию сняли и как по мановению волшебной палочки "выписали" последнюю из квартиры сестры.
Не первые
Похожие случаи в городе не редкость. В аналогичной ситуации побывала Елена К., ошарашенная тем, что на ее квадратных метрах, оказывается, проживает еще кто-то, кроме них с мужем.
- Услугодатель высчитывал с нашей семьи дополнительные средства за несуществующего жильца какое-то время, пока я внимательно не вгляделась в квитанции, которые разносят представители "Окжетпеса".
Пенсионерка Надежда Яковлевна тоже никогда в должниках не ходила. Прошлым летом она обнаружила в "квиточке" грубейшую ошибку, заставившую "выйти на тропу войны".
- Если "Окжетпес" и жульничает, пускай хоть с умом! А то мне, бабушке, приплюсовали троих детей мал мала меньше, и я платила за них. Кто эти дети, существуют ли они на самом деле - я так и не узнала. Больше всего меня волновало то, что коммунальщики повесили на меня три тысячи долга, - рассказывает Надежда Яковлевна. Женщина - инвалид 2 группы, живет одна, вдова уже 12 лет, а 16 лет назад ее единственный сын перевез свою семью в Германию. Старушка-правдолюбка, ринулась в прокуратуру пожаловаться на "Окжетпес", а оттуда рванула и к самим "обманщикам". Заслышав, что у бабушки серьезные намерения, в 11-м кабинете сделали перерасчет - вышло, Надежда Яковлевна никому ничего не должна, это ей должны - экономия за оплату коммунальных услуг составила 10 200 тенге.
Независимые юристы разводят руками - о таких вопиющих нарушениях закона со стороны поставщика услуг они слышат впервые. Советуют - писать в прокуратуру лучше в последнюю очередь.
- Сначала нужно обратиться с жалобой на имя директора ТОО "Окжетпес", вполне возможно, что он сам не знает о махинациях своих работников, - комментирует Сергей Бондаренко, юрист городской адвокатской конторы. - Кроме того, не всегда подобные конфликты заканчиваются дружно. Людям нужно настроиться на опровержение претензий услугодателя. Для этого необходимо предоставить всевозможные документы, подтверждающие, что в квартире не прописано "дополнительных" жильцов - книгу регистрации граждан, акт сверки с Отделом регистрации и документирования населения (Управление юстиции города Темиртау), адресную справку. Копии этих документов необходимо приобщить к жалобе, отражающей основные требования заявителя. Имеет смысл узнать в "Окжетпесе" имена и адреса людей, неправомерно включенных в состав проживающих, чтобы самостоятельно связаться с ними для улаживания проблемы.
Конечно, можно оформить и исковое заявление в суд, так будет надежнее. Однако юристы предупреждают - доказать неправомочные действия сотрудников "Окжетпеса" почти невозможно. Ссылки на системные ошибки, сбой в работе компьютера, увольнение виновного задним числом - традиционных, годами нарабатываемых способов ухода от ответственности пока никто не отменял.