– Я готова рассказать о своей беде на всю страну, – Севда Дадаева была настроена решительно. – С супругом мы развелись, дочь я не вижу с 16 сентября. Меня к ней не пускают родные бывшего супруга, у которых она живет. Обращалась несколько раз в полицию, реакция нулевая. Органы опеки и попечительства ничего не решили. А я ведь мать, и никто меня не лишал родительских прав! Я не опускаю руки. Думаю, моя история станет для многих женщин примером, что в любой ситуации надо защищать свои права.
Интересуюсь: а что скажет родня на то, что вынесла сор из избы?
– Близкие меня поддерживают, никто не думал, что все зайдет так далеко, – говорит Севда.
“Вместо сдачи анализов повезли на психиатрическую экспертизу”
– Ну тогда расскажи, как вышла замуж...
– Бывший супруг меня увидел на свадьбе, познакомились, пару раз виделись. Вскоре меня пришли сватать. Родители согласились, но с одним условием, что я буду учиться. И они будут ждать, пока я окончу колледж. На Новый год меня “украли” по турецким обычаям. Потом была свадьба. Мои документы из колледжа родные мужа забрали. Два года назад родила дочь. Вскоре у ребенка появилась сыпь в виде мелких пузырьков на кистях рук и ступнях. Мы прошли обследование. Была выявлена инфекция. Родные мужа запретили кормить ее грудью. Я вышла на работу к ним в магазин. С бывшим супругом мы работали с 8 утра до 10 вечера. Приходили домой, ужинали, я укладывала дочь спать, стирала ее вещи на руках, гладила. И так каждый день. Скандалов не было.
– Когда сильно похудела, родня позвала моего папу, предложила пару дней отдохнуть без ребенка, – продолжает девушка.– Супруг приехал, предложил сдать анализы, чтобы убедиться, что у меня нет инфекции. Меня повезли на психиатрическую экспертизу в Алматы. Там родные мужа кричали, что я больная. Врачи оказались добросовестными и объяснили – нельзя просто так приводить здорового человека в психиатрическую клинику и просить выдать справку о том, что я нездорова. Казахстанцы продают жен в рабство и сдают в аренду для суррогатного материнства
“Решение суда вызвало шок!”
По словам девушки, вслед за тем, как она получила на руки справку, что психически здорова, на учете не состояла, обстановка в семье супруга накалилась.
Из письма Севды в “КАРАВАН”: “Родня мужа стала обвинять меня в том, что я бросаю ребенка и ворую у них вещи и деньги, в том числе вещи своего ребенка. В мае меня выгнали из дома. Ребенка я забрать не смогла. Когда приехала и потребовала отдать мне ребенка, случился скандал. Потом супруг подал на развод. Я обратилась в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних г. Алматы для определения места жительства дочери со мной”.
– Решение суда вызвало шок! – рассказывает девушка. – Судья, которая видела ребенка только на короткой видеозаписи, предоставленной мной, дает оценку, что ребенок не подходит к матери (конечно, в это время папа ей дал конфеты), не называет меня мамой, а по имени. Суд не принял во внимание, что и отца дочь тоже называет по имени и свою прабабушку, что мой бывший супруг свою маму называет тетей. В этой семье так сложилось. На этом видео дочь рассказывает, как ее бьет прабабушка (далее называет имя). Почему суд не обратил внимания на данный факт?
– В заявлении ты говоришь, что тебя использовали как суррогатную маму. Были разговоры о том, чтобы отдать кому-то ребенка?
– Да. Когда я родила, из-за границы приехала родственница моего бывшего супруга, бездетная. Родные говорили – пусть она привяжется к ребенку, только ребенок ее может здесь удержать. Мол, раз она с детства смотрит, всё, она ее дочка. Я молча все слушала, права голоса вообще не имела. А если родственница вывезет за границу дочь без моего согласия?
Мы не вправе комментировать решение суда. Однако после изучения всех предоставленных в редакцию документов возникло множество вопросов.
Например, почему суд не принял во внимание малолетний возраст ребенка, когда потребность в матери велика? Почему не учтены материальное положение девушки, которая живет с родителями в доме, все члены семьи работают, акт обследования жилищных условий положительный?
Для проверки достоверности полученной информации мы также позвонили бывшему супругу Севды, но он от общения отказался.
“Мама, а папа хотел тебя зажарить, как курочку?”
Директор приюта для жертв бытового насилия “ARASHA”, член экспертного совета Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Маргарита УСКЕМБАЕВА рассказала, что ситуации, когда суды присуждают детей отцам, уже не редкость. – Был случай, когда суд присудил отцу девочку в возрасте 1 год 9 месяцев на том основании, что женщина не имеет жилья, диплома, стабильного дохода, – рассказывает эксперт. – Она подала заявление в апелляционную инстанцию. Родители ей помогли снять в аренду жилье, приставили тетю-помощницу. Женщина получила диплом, работала, имела стабильный доход. И она выиграла процесс! Домашних тиранов – к ответу!
Другая история жуткая. Женщину муж облил бензином и поджег на глазах у ребенка. Брак был расторгнут. Суд присудил двоих старших детей отцу, а младшего сына – матери. Это процессуальное нарушение, потому что детей разлучать нельзя! К тому же не было оснований передавать детей отцу, так как они не выбрали кого-либо из родителей (по закону ребенок с 10 лет имеет право выбирать, с кем он будет жить).
Женщина подала на апелляцию, выиграла процесс. Ей вернули детей. Но отец не передает их матери, настраивает против нее. Есть предположения, что девочка подвергается экономическому насилию, так как делает всю работу по дому.
Странно, что отца не лишили родительских прав за жестокое обращение с детьми, а ведь младший ребенок, которому сейчас 4 года, помнит все детали поджога. Он маме как-то сказал: “Мама, а папа хотел тебя зажарить, как курочку?”.
– Как вы считаете, могут ли маму заменить отец, тети, бабушки?
– Как детский психолог, считаю: независимо от возраста, материнское отношение, тепло никто не заменит, даже сверхзаботливые бабушки. Связь между мамой и ребенком идет на тонком уровне. В будущем такой женщине или мужчине трудно создать семью, в их душе годами живет обида, непонимание. В результате может вырасти закомплексованный человек с чувством глубокой вины, обиды. В жизни таким очень тяжело.
АЛМАТЫ