Медвежья услуга

Часть первая
Киев и Баку стремятся оправдать доверие Запада. Причем, доверие Брюсселя находится на том самом поле, где Украина занимает роль основного транзитера российского и центрально-азиатского газа, а Азербайджан - третьего, естественно после США и ЕС, лоббиста Транскаспийского газопровода.
ЕС сильно озабочена растущей зависимостью Старого Света от поставок нефти и газа через территорию России, полагая, что рост этой зависимости может дать Москве мощный рычаг давления на своих европейских партнеров.
С другой стороны, Ющенко и Алиев пытаются, каждый в меру своих возможностей, содействовать вышеуказанной стратегической задаче.
Правда, усилия Киева заставить Россию вести все газовые дела с Европой через Украину нельзя назвать успешными. Москва строит Североевропейский газопровод, который со временем может стать альтернативой поставок газа по территории Украины. Усилия же Алиева приблизить начало строительства Транскаспийского газопровода пока трудно назвать результативными. Дело даже не в том, что идее противостоит Россия. С одной стороны, Москва перехватила инициативу, предложив Казахстану и Туркменистану строительство альтернативного Прикаспийского газопровода, с другой стороны, ни в Ашхабаде, ни в Астане еще нет полной уверенности в экономической целесообразности Транскаспия.
Блок Юлии Тимошенко и Блок "Наша Украина-Народная самооборона" недавно приняли коалиционное соглашение, по которому предполагается сохранить главный приоритет страны в развитии газотранспортной системы (ГТС). Они стремятся сохранить статус поставщика 80 процентов российского газа в Европу и создание новых возможностей для экспорта газа из стран Центральной Азии в Европейский союз.
Согласно соглашению намечено привлечь кредиты для реконструкции, технического переоснащения и модернизации ГТС, внедрения энергосберегающих технологий и утверждения программы по увеличению существующих мощностей подземных хранилищ газа Украины. Коалиция также ставит задачу обеспечить стабильные поставки природного газа из России на Украину на основе межправительственных соглашений и заключение долгосрочных соглашений о закупке газа со странами Центральной Азии.
Кроме того, авторы документа считают необходимым достижение договоренностей с правительствами Ирана, Турции, Австрии, Румынии и Болгарии об участии Украины в газотранспортном проекте Nabucco.
В то же самое время заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов заявил, что даже в отсутствие конвенции по правовому статусу Каспийского моря строить Транскаспийский газопровод можно и нужно. "Вопрос прокладки трубопровода по дну Каспия не является компонентом вопроса об определении правового статуса Каспия, - пояснил он, - это элемент сотрудничества между отдельными странами, и поэтому неразрешенность вопроса статуса, отсутствие конвенции не помешает прокладке трубопровода".
Причем, как стало известно из слов азербайджанского дипломата, Баку склоняется к тому, чтобы прокладку газопровода согласовывать не со всеми прикаспийскими государствами, а только с теми, по территории которых труба пойдет.
Справка:
Транзит природного газа в страны Европы в 2006 году через Украину составил 113,7 миллиарда кубических метров - на 6,4 процента меньше, чем в 2005 году. Транспортировка газа в страны СНГ через Украину в прошлом году сократилась на 1,3 процента - до 14,7 миллиарда кубических метров.
Пропускная способность украинской газотранспортной системы на входе по состоянию на 1 января 2006 года составляла 287,7 миллиарда кубических метров газа, на выходе - 178,5 миллиарда кубических метров, в том числе в страны Европы - 142,5 миллиарда кубических метров.

Россия пойдет другой дорогой
В то время как европейцы испуганы растущей энергозависимостью от России, Москва сильно озабочена тем, что Украина, Белоруссия и Польша, как страны-транзитеры энергоносителей, могут много крови подпортить.
Все помнят острые споры по цене газа между Москвой и Киевом, а потом не менее жесткие "стыки" между Москвой и Минском. Путин, разумеется, сделал из всего произошедшего выводы. Во-первых, он усилил российский акцент на строительстве Североевропейского газопровода, причем, в той именно плоскости, чтобы нарастить его потенциальные возможности до реальной альтернативы транзиту через территорию Украины. Во-вторых, Москва активно строит нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан, и далеко продвинулась в решении вопроса по Бургас-Александруполис. Два этих экспортных коридора обязательно скажутся на объемах прокачки российской нефти через территорию Белоруссии.
Европейцы вовсе не зря озабочены российским влиянием в сфере поставок энергоносителей. Решение российской "Транснефти" остановить прокачку по направлению на перерабатывающий завод "Мажейкяй Нафта" со ссылкой на изношенность трубы "Дружба" связан не только с тем, чтобы публично наказать Белоруссию за ее несговорчивость по транзиту российской нефти. В первую очередь, это сигнал в сторону Польши, чья госкомпания "ПКН Орлен" сумела опередить на тендере российские нефтяные компании и казахстанскую "КазМунайГаз". Теперь польским владельцам приходится возить нефть на танкерах из нефтетерминала Бутинге, основательно теряя маржу на поставках сырой нефти. Во вторую очередь, это сигнал Литве, на территории которой и находится завод. Литовский сейм в ходе тендера принял антироссийское решение, по которому от конкурса практически отсекли россиян. В третью очередь, это сигнал Евросоюзу, однажды уверовавшему в то, что обладает рычагами давления на Москву. Оказалось, что эффективность рычагов если не нулевая, то близкая к этому.
Россия активно разрабатывает маршруты, альтернативные Транскаспийскому газопроводу, транзиту нефти через Белоруссию и транзиту газа через Украину. Разумеется, в ракурсе подобной стратегии вопрос доступа европейских компаний к энергетической системе России, на чем настаивает ЕС, мягко говоря, неактуален.
Можно сказать и так: Москва считает 100-процентный контроль со стороны России за трубой единственным аргументом, которым обладает страна. Поэтому она явно не заинтересована, чтобы европейцы могли иметь возможность работать с этой же трубой.
Справка:
С 2003 года Россия начала избавляться от посредников. В феврале 2003 года Россия и Германия предложили идею строительства северо-балтийского трубопровода протяженностью 2 000 миль (700 из них под водой) из России в Германию по Балтийскому морю. В январе 2004 года российское правительство приняло официальное постановление в поддержку строительства данного трубопровода, и некоторые европейские нефтяные и газовые концерны проявили интерес к этому проекту, главная роль в котором должна была принадлежать Газпрому. Строительство трубопровода началось 9 декабря 2005 года.
Европейцы опасаются
Россия в настоящее время строит стратегический Североевропейский газопровод (СЕГП), который будет оказывать влияние на энергетическую безопасность Европы в ближайшие годы. Он пересечет Балтийское море, связывая напрямую Россию и Германию, и пойдет в обход наземной, сохранившейся еще с советских времен, транзитной инфраструктуры, которая располагается на территории государств бывшего СССР, включая Украину, Беларусь и Польшу.
СЕГП строится, и привлек внимание как инвесторов, желающих получить солидную прибыль, так и критиков, протестующих против России, которая во все большей мере становится энергетической и транзитной монополией.
В ЕС уверены, что новая прямая связь между Россией и Европой укрепит влияние Москвы на европейском газовом рынке, а также ослабит зависимость от таких транзитных государств, как Украина, Беларусь и Польша.
С одной стороны, европейцы получат гарантию доступа к российскому природному газу. С другой стороны, с помощью СЕГП также увеличится зависимость Европейского Союза от России, что сделает Москву еще более могущественной, и, возможно, более самоуверенной на международной арене. Это, по мнению европейских аналитиков, может иметь губительные последствия на фоне растущих разногласий между российской внешней и внутренней политикой, а также интересами и нормами Запада.
Справка:
Североевропейский газопровод (СЕГП или "Северный поток") пройдет по суше приблизительно 300 миль до города Выборга в России, расположенного на берегу Финского залива, и затем по дну Балтийского моря до Грейсфельда (Greisfeld), расположенного в северо-восточной части Германии. Первоначальная годовая мощность составит 27,5 миллиарда кубических метров газа. Будет введен в эксплуатацию в 2010 году. Мощность СЕГП после введения его второй очереди в 2013 году составит примерно 52 миллиарда кубических метров. По оценкам Газпрома, стоимость строительства составит 4,7 миллиарда долларов.

Продолжение следует

Фото с сайта http://www.topicnews.net

Автор: Olga Borissova