Медпункты вне закона

Как выяснилось, школьные медработники, измеряя температуру ученикам и прописывая аспирин учителям, уже, как минимум год, злостно нарушают закон.
Началось все с того, что примерно два года назад в системе здравоохранения произошла очередная оптимизация-реорганизация.
В результате школьные медпункты были выведены из системы Минздрава и переданы в ведение управления образования. Это, конечно, не означает, что фельдшерский состав стал комплектоваться исключительно выпускниками педагогических ВУЗов.
В отношении кадров все осталось по-прежнему - заведовать и работать в медпунктах продолжали прежние фельдшеры с соответствующим образованием. Единственно, теперь финансирование пришкольных медицинских объектов стало вестись из бюджета отделов наробраза.
В мае этого года, прокуратура Туркестана проводила очередную плановую проверку деятельности учреждений образования. И тут-то и выяснилась одна юридическая тонкость, поставившая все медпункты вначале вне закона, а потом и вовсе усадившая весь фельдшерский состав на скамью подсудимых.
Дело в том, что, не являясь отныне структурным подразделением системы здравоохранения, медпункты подпадают в категорию объектов частнопрактикующих медицинские услуги. И свою деятельность имеют право проводить исключительно при наличии соответствующей лицензии.
На это однозначно указывало постановление правительства, вышедшее еще в 2001 году "Об утверждении правил лицензирования медицинской и врачебной помощи". В частности, здесь сказано, что оказание доврачебной помощи детям и медицинского патронажа детей же, субъектами, не входящими в структуру здравоохранения, подлежит обязательному лицензированию.
Прямо скажем, ни школы, ни медпункты столь глубоким знанием законов не отличались, а потому даже в мыслях не держали приобретать себе лицензию.
К тому же все-таки школа и медпункт - не частная лавочка, платных медуслуг не оказывает. Да и в принципе решать вопрос с лицензированием медпунктов - это не проблема каждой отдельной школы, но, наверное, вопрос для вышестоящих структур - того же управления образования и здравоохранения.
Однако прокуратура ограничилась разбирательством непосредственно с медпунктами. В частности фельдшеров, обвинили в том, что они уже свыше года работают без лицензии, а значит незаконно. Коли уж услуги в медпунктах оказывались бесплатно, то вводить огромные штрафы или требовать им срок заключения как злостным махинаторам не стали. Но претензии предъявили к тому, что уже длительное время "противозаконные" фельдшера получают зарплату из фондов управления образования - то бишь государственного бюджета. На этом основании прокуратура потребовала с медработников вернуть государству все деньги, полученные в качестве зарплаты, за последний год. Сумма получилась приличная - около 140 тысяч тенге с каждого фельдшера.
Прокуратура Туркестана инициировала возбуждение уголовного расследования, и уже в июне над фельдшерским составом начался суд.
Взвесив все за и против, суд признал нарушения закона, но отнесся к ответчикам максимально гуманно. На работников медпунктов были наложены штрафы в размере одного расчетного показателя, и предписания устранить нарушения.
Не сказать, что бы такое решение обрадовало фельдшеров. Хотя они, конечно, с радостью заплатили штраф в 971 тенге, видя перед собой прокурора, который требовал от них возвращения государству по 1 тысяче у.е.
Судебные разбирательства тянулись практически все лето. Естественно, ни о каком отпуске или отдыхе работников медпунктов и речи быть не могло. Хотя, возможно, от работы они отдохнут теперь, с началом учебного года.
Не решенным остались два главных вопроса - кто должен похлопотать о лицензировании медпунктов, и можно ли фельдшерам сейчас приступать к работе?
Существует масса и других законов и постановлений о здравоохранении и образовании, которые требуют наличия в учебных заведениях пунктов первичной медицинской помощи.
Судебный прецедент с медпунктами в Туркестане показал, что сейчас все медпункты, во всяком случае в ЮКО, следует считать незаконными.
А значит, их положено либо закрывать, (а с ними и сами школы ), либо срочно выискивать весьма значительные суммы на лицензирование всех пришкольных медобъектов.
Областные департаменты здравоохранения и образования ЮКО сейчас в экстренном порядке пытаются решить проблему, удивляясь тому обстоятельству, что во всем Казахстане ситуация с пришкольными медпунктами аналогичная, но только прокуратура Туркестана оказалась столь бдительной.
Может, если бы проблема "разгорелась" по всей стране, к ее решению подключились бы министерства и правительства. Которые, по сути, и являются главными ответчиками подобных перекосов всякого рода оптимизаций.