Медовые ловушки. Китай не пускает, в России невыгодно

За месяц до нового сезона медосбора руководитель областного управления сельского хозяйства Дюсумбай СЕЛИХАНОВ сообщил: в хозяйствах скопился двухгодичный запас сладкого продукта. Девать некуда:

– Россия вступила в ВТО, и теперь из Южной Америки баржи сразу по 30 тысяч тонн меда притаскивают. Что могут наши мелкие пасечники против барж? Наш мед в России упал в цене до 200–250 тенге за килограмм.

Казалось бы, нет интереса к рынку северного соседа – повернись на восток. Тем более что жители Поднебесной, по словам главы управления, готовы брать восточноказахстанский мед по 2–3 тысячи тенге за кило. В стране растет спрос на натуральные продукты. Во время визитов на Казахстанский Алтай члены делегаций скупают на местных складах все запасы. Правда, есть “но”: едва в областном акимате пробуют официально наладить экспорт сладкого продукта – чиновники Поднебесной его блокируют:

– Китайцы нас не пускают, свой рынок защищают. Если сейчас с реализацией меда не решим, развитие пчеловодства может остановиться.

Меж тем заместитель главы национального союза пчеловодов “Бал Ара” Игорь РУКАВИЦЫН говорит, что ситуация не столь драматична. В мире спрос на мед всегда превышает предложение. В развитых странах каждый житель за год в среднем потребляет один килограмм. В США в семьях на столе – постоянно медовые напитки, орешки с медом, сухие завтраки с добавкой меда:

– Алтайский мед по биологической ценности значительно превосходит мед из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Нам природой дана возможность производить органический мед, то есть на экологически безупречных территориях, без применения интенсивных технологий. Увидите – лет через пять у нас будут забирать практически весь урожай, самим не хватит.

Вот только где эти рынки, на которых наш мед подчистую будут скупать? И как на них прорываться? Понятно, что никто нам эти рынки без боя не отдаст. В общем, даже не ложка, а как минимум поварешка дегтя в нашей бочке меда.

Усть-Каменогорск