Медленный убийца

Сегодня этот страшный диагноз поставлен почти 10 000 казахстанок, что, в соответствии со структурой населения, в три-четыре раза выше, чем в странах Европейского сообщества.
Болезнь стала трудной проблемой не только в Казахстане.
Рост числа новых случаев рака шейки матки (РШМ) беспокоит медиков многих стран. Ежегодно в мире регистрируется свыше 600 тысяч новых случаев РШМ, она удерживает шестую позицию в мире по структуре всей онкопатии женщин, а в структуре смертности занимает "почетное" третье место, после рака молочной железы и легких. Каждый год в мире от РШМ умирает более 250 тысяч женщин. В Казахстане эта трагическая цифра держится на уровне 600-700 женщин в год.
Несмотря на доступность данного заболевания визуальному исследованию, более половины больных поступает на лечение с распространенными онкологическими процессами, плохо поддающимися специфической терапии. Удельный вес 3 и 4 стадии в 2007 году в РК составил 30,8 процента.
Результаты лечения распространенного РШМ остаются неутешительными. Общая продолжительность жизни больных исчисляется годами и месяцами. В среднем такие больные живут не больше года. Наблюдается явное омоложение болезни: 48 процентов заболевших женщин - репродуктивного возраста.
Согласно современным представлениям, РШМ - заболевание генетического аппарата клетки, в которое вовлечены вирусные и клеточные гены, с обязательной интеграцией вирусного генома в клеточный, которые, в свою очередь, являются основой для появления раковой клетки.
В патогенезе РШМ основную роль играет вирус папилломы человека - широкораспространенный и высококонтагиозный. 80 процентов женщин в течение жизни инфицируются различными штаммами вируса папилломы человека, из них половина заражается онкогенными типами вируса.
Существуют около 15 различных типов ВПЧ, обладающих онкогенными свойствами. Главные - 16,18,31,33, 45 генотипов. В мировом масштабе более 70 процентов всех случаев рака шейки матки вызвано вирусами типов 16 и 18.
ВПЧ 18 также вызывает и другой вид рака - аденокарциному и его значительно тяжелее обнаружить при скрининге.
РШМ на ранних стадиях хорошо поддается лечению путем проведения органосохраняющих операций, с последующим сохранением репродуктивных функций. На недавней Международной конференции врачей-гинекологов и акушеров многие специалисты подчеркивали важность ранней диагностики РШМ и предраковых процессов.
Кстати, рак шейки матки - не единственная болезнь, вызываемая вирусами и другими болезнетворными организмами. Врачи целыми столетиями делили болезни на инфекционные и неинфекционные. Рак, миокардит, сахарный диабет, ревматоидный артрит и многие другие болезни ранее считались неинфекционными, вызываемыми различными генетическими отклонениями. Это происходило потому, что не существовало таких совершенных методов исследований, как сегодня. Но медицина прогрессирует, и сегодня получено много весомых доказательств, что огромное количество патологий человеческого организма, которых ранее считали "неинфекционными", вызываются именно мельчайшими болезнетворными организмами - вирусами, плазмодиями, бактериями, выбирающими иную, "медленную" стратегию проникновения в клетку. Человек может жить с ними годами и даже не знать, что он заболел, но рано или поздно болезнь начинает "вступать в свои права".
По мнению известного российского ученого-микробиолога М.Супотницкого "инфекции могут проникать в отдельные популяции людей и не распознаваться в них по самым разным причинам. Среди них - оптимальная для конкретной ситуации стратегия паразитизма микроорганизма; симптоматика болезни, нехарактерная для клинической картины болезни, традиционно считаемой "инфекционной" и отсутствие надежных способов обнаружения паразита. Так как эпидемические цепочки распространения возбудителей болезней в этих условия проследить почти невозможно, то косвенным общим признаком инфекционного процесса можно считать наличие прогрессирующего повреждения органа или ткани, не связанного с действием физических или химических факторов внешней среды". Именно это и происходит при проникновении вируса папилломы человека в организм женщины - медленно, но неуклонно она ведет к раку шейки матки. И если болезнь не захватить на ранней стадии - все кончится печально…
Но что делать, как снизить заболеваемость казахстанских женщин страшной болезнью? Ведь в развитых странах нашли способы держать ее под контролем, там и заболеваемость, и смертность от нее в несколько раз ниже!
Все дело в том, что в Казахстане нет современной системы профилактики и скрининга этого заболевания. Об этом говорила на конференции заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Алматинского государственного института усовершенствования врачей М. Шарифканова. Она считает, что сегодня налицо сильное отставание казахстанского здравоохранения наблюдается именно в профилактике рака шейки матки, раннего выявления и лечения предраковых заболеваний шейки матки.
В этом вопросе страна, безусловно, относится к категории развивающихся стран. Так, по данным мировой статистики, 78 процентов всех случаев рака шейки матки регистрируется в развивающихся странах, и эта локализация составляет 15 процентов от всех раков у женщин и является второй наиболее частой причиной смерти от рака.
В развитых странах положение уже давно стабилизировалось и только 4,4 процента новых случаев рака шейки матки приходится на эту локализацию.
РШМ - это одна из редких нозологических форм злокачественного процесса, которая удовлетворяет все или почти все требования для проведения популяционного скрининга - то есть массовой проверки женщин на наличие этого заболевания. Для этого есть все объективные признаки:
Заболевание широко распространено и является существенной проблемой здравоохранения;
Имеет надежно распознаваемую доклиническую стадию;
Имеет длительный период развития;
Существуют возможности для верификации диагноза;
Существуют эффективные методики лечения;

Обоснован надежный скрининг-тест - цитологическое исследование мазков, взятых из шейки матки. Главное - выявить раннюю стадию болезни и провести "сберегательные" методы терапии.
С середины прошлого века цитологический скрининг стал неотъемлемой частью популяционных программ во многих странах мира.
Сегодня и Казахстан стоит перед задачей проведения эффективного скрининга. Но нужно решить много вопросов.
Например - кто будет учить врачей-акушеров, гинекологов, цитологов, онкологов, как будет осуществляться взаимодействие между ними. Ведь массовый скрининг требует слаженной работы всех звеньев системы нашего здравоохранения.
Нужно определиться, как часто проводить скрининг - раз в год, в три года, в пять лет? Определить и возраст женщин, при котором нужно проводить обследования. Это вроде бы простые вопросы, но масштабы скрининга неизбежно окажутся таковы, что объем работы возрастет в сотни раз.
Опыт развитых стран показывает лучшие результаты скрининга периодичностью один раз в три года. Это дает потрясающий эффект: снижение заболеваемостью РШМ на 91,4 процента, существенную экономию средств.
В развитых странах самое большое внимание уделяют подготовке лаборантов - цитотехников и врачей - цитопатологов, существуют постоянно действующие системы подготовки специалистов с периодической сдачей экзаменов. В нашей стране также необходима специализированная система онкоцитологии. Сегодня, как целостной системы, ее нет.
Необходим общенациональный алгоритм ведения пациенток с разной стадией болезни и при наличии и отсутствии такого отягощающего фактора, как онкогенный вирус папилломы человека 16 и 18 штаммов.
Предраковые состояния и начальные стадии РШМ бессимптомны, пациенты отказываются от дальнейшего обследования и лечения. Необходима государственная программа информационной и разъяснительной работы с населением, которую должны проводить СМИ, при участии самых авторитетных специалистов.
Одновременно необходимо применять для профилактики и лечения самые современные вакцины и препараты. Например, рекомбинантная вакцина против вируса папилломы человека типов 16 и 18 Церварикс показала высокую эффективность при лечении на ранних стадиях РШМ в странах Европы.
Мало того, она дает надежную защиту от грозной папилломы и на будущее.

Но у нас в стране пока нет ни методических разработок, ни правил применения такой вакцины. Тогда как вакцинация женщин, одновременно с параллельным скринингом, могли бы стать наиболее эффективным методом предупреждения и борьбой с РШМ. И спасти сотни и тысячи жизней.