Затем всеми силами пытались оставить их на постоянное проживание, суля десятки акров земли в подарок для первопроходцев. Вышло. Затем пытались построить из бывших преступников идеальное общество и ввести “сухой” закон. Не получилось. Потом передавали уже сотни акров, но теперь в степях, для разведения скота.
В засушливом климате нужны фермы в тысячи гектаров для вольного выпаса животных. А если еще и огородить пастбища, то справиться с хозяйством могут 2–3 человека. В итоге сегодня в Австралии самое большое число крупнейших ферм.
Их средний размер на севере и западе материка достигает 7–11 тысяч гектаров.
Самое большое хозяйство – “Станция Анна-Крик”. Ее земельный банк – 2,42 миллиона гектаров. Это больше, чем площадь Израиля.
Такие огромные хозяйства производят очень дешевое мясо. На 23 миллиона человек в Австралии 24 миллиона коров и более 100 миллионов овец.
Обратная сторона крупных хозяйств – крайне низкая плотность населения: 2–4 человека на сотни километров вокруг.
Это прекрасно во всех отношениях. Если только вас не укусила змея и жить вам осталось 2 часа, если двигаться. Или сутки, если тихо скулить в тени. Так наступило время для нового эксперимента – появления санитарной авиации…
В 1928 году пастор Джон Флинн создал Авиационную медицинскую службу – неправительственную организацию, которая должна была обеспечить медицинское обслуживание для жителей удаленных районов страны при помощи докторов на самолетах.
За первый год работы служба совершила 50 полетов, пролетев 20 тысяч миль. В 1939 году “летающие доктора” охватили всю Центральную Австралию. Причем они оказывали и срочную помощь, и терапевтические услуги.
Возникла проблема получения информации о больных. Инженеры придумали модель рации с динамо-машиной на велосипеде: крутите педали – и получаете работающую станцию. НПО подала прошение в правительство. Бюджет профинансировал производство такой радиостанции – дешевой и безотказной.
Через 10 лет фермеры садились на велосипед и слушали мир. Тогда же возникло и медицинское консультирование.
Потом эти же станции применили для дистанционного школьного образования. Кстати!
Вплоть до 1960-х годов служба брала в аренду самолеты, нанимала пилотов и персонал. Но потом при помощи правительства начала приобретать все необходимое в собственность. Государство было заинтересовано в развитии ферм. Село – основа экономики континента до сих пор. С помощью последних достижений авиации, коммуникации и медицинских технологий службе удалось создать сеть пунктов здравоохранения для австралийского аутбека.
Теперь эта организация называется “Королевская служба летающих докторов” (RFDS). Она располагает 21 базой и 67 самолетами. Работает круглосуточно: 35 тысяч перевозок за год! В день за помощью обращается по 650 человек.
Для приема самолетов каждая ферма имеет оборудованную площадку. За ее состояние владелец отвечает головой. В самолетах – спутниковая система связи. Это позволяет врачу не только транспортировать пациента, но и получать консультацию у любого специалиста страны.
Когда нет вызовов, врачи выходят на патруль. Вылетают в деревни, маленькие городки, на фермы – берут анализы, осматривают жителей. Есть вызов – летят спасать.
Но главное – на чьи деньги весь праздник? Частично из средств бюджета. Но так как “летающий доктор” – это НПО, то большую часть денег она получает за счет пожертвований от частных лиц, от проведения шоу и помощи компаний. В любом баре Австралии стоит ящик для пожертвований от RFDS. И так как организация была создана духовным лицом, то у жителей сохранилось безоговорочное доверие к этой НПО. Они знают: их деньги пойдут именно “летающим докторам”… Отдали свою жизнь, пытаясь спасти другую: подробности крушения борта санавиации
Для Казахстана вполне реальная ситуация, когда можно проехать 50–70–100 километров и не встретить живой души. В глуши мало кто живет. Часто эти земли не брошены.
Но в последнее время в минсельхозе заговорили, что их можно было бы использовать для отгонного животноводства. И тогда сразу возникает проблема: как лечить животноводов?
У нас в стране вполне успешно работает санитарная авиация. Ею занимается Республиканский координационный центр санитарной авиации (РКЦ СА) в составе Республиканского центра неотложной медицины, входящего в Национальный медицинский холдинг (Уф-ф!). То есть он работает чисто на государственные деньги, которых никогда не хватает.
Технику предоставляют – по тендеру! – частные авиакомпании. Это не специализированные самолеты, а то, что есть: Ан-2 и Ан-30, вертолеты Ми-8 и Ми-17.
Они хороши для армии и коммерции, но не для врачей. Они очень дороги в эксплуатации. В итоге экономика убивает саму идею.
Опыт “летающих докторов” говорит, что такую службу может потянуть и НПО. Особенно при поддержке церкви. Но тогда нужно менять законодательство о благотворительности и искать священнослужителей с незапятнанной репутаций. Есть у нас такие?