Медицина здесь бессильна

– 5 марта распоряжением акима Северо-Казахстанской области Кумара Аксакалова по представлению Национального бюро АДГСПК по Северо-Казахстанской области за совершение коррупционного преступления уволен с занимаемой должности по отрицательным мотивам руководитель управления здравоохранения области Владимир Безлер. Это заявление прозвучало из уст старшего следователя антикоррупционной службы СКО Руслана ТЮЛЮБАЕВА в пятницу, 30 марта, на рабочей встрече антикоррупционеров с врачами региона.

Уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями в отношении главного медика региона было возбуждено еще в октябре прошлого года. Но полная картина происшедшего стала очевидна только теперь.

Деньги, деньги, деньги

Как оказалось, роковую роль в судьбе чиновника Безлера сыграло желание... получить премию.

Из-за действующего дисциплинарного взыскания он был лишен права быть премированным. А подчиненным тут премию дали…

– Безлер, пользуясь своими служебными полномочиями, потребовал от заместителя по экономическим вопросам Мухаметжановой, находящейся у него в прямом подчинении, собрать с сотрудников управления для него лично сумму денег в размере, соответствующем его премии. Мухаметжанова обратилась к главному бухгалтеру, начальнику отдела первичной медико-санитарной помощи и начальнику планового отдела, которые согласились отдать Безлеру часть перечисленных им в качестве премии денежных средств в сумме 176 тысяч тенге, – рассказывает Руслан Тюлюбаев.

После того как подчиненные скинулись, деньги сложили в конверт. При получении этого конверта Безлер и был задержан с поличным.

Ответить за содеянное предстоит и заместителю начальника управления здравоохранения Мухаметжановой. Следователь Тюлюбаев сообщил, что уголовное дело в отношении нее направлено в суд.

Меж тем эта история с премиями, которые доводят до суда, уже не первая в медицине региона.

Было такое, Александра Петрова, ныне бывшего начальника госучреждения “Госпиталь с поликлиникой ДВД по СКО”, уличили в том, что он выписывал подчиненным премии, а потом велел частично возвращать ему полученные деньги.

Как установил Петропавловский городской суд, некоторым из подчиненных Петров сам давал указания возвращать часть премий лично в своем служебном кабинете, другим передавал поручение через главного бухгалтера. В итоге из премий, полученных в конце 2013 года, шестеро сотрудников отдали почти 300 тысяч тенге. В марте 2014 года опять отдали из премий примерно ту же сумму. Инъекции для медицины

Что подтолкнуло Безлера на такую идею, на что нужны были деньги, может быть, он еще поведает в суде. А Петров на процессе заявил, что совершил не преступление, а лишь допустил нарушение. Мол, старался ради обеспечения нормальной хозяйственной деятельности учреждения. Говорил, что сделать это из бюджетных средств не мог, пришлось искать варианты.

В доказательство своих слов представил суду целый список своих личных трат на нужды вверенного ему учреждения. Список исчисляется тремя листами убористого текста, где перечислено, что и за сколько он покупал.

Фигурируют промышленные весы, купленные в марте 2013 года за 80 тысяч тенге, процессор для компьютера за 51 тысячу тенге, ростомер для стационара за 15, герб за 15 и флаг за 5 тысяч тенге, купленные им в связи приездом комиссии из МВД, бра для подсобки за 3, калькулятор – за 1 тысячу тенге. Также в списке приобретений – новый махровый халат, полотенце и мыло с шампунем в палату люкс на сумму 3 600 тенге, анкера – на 600, дверная ручка для служебной “Газели” – за 1 500 тенге…

Приговором Петропавловского городского суда от 4 декабря 2014 года Петров был признан виновным в превышении должностных полномочий и получил в качестве наказания 5 лет лишения свободы условно.

Свою роль в судьбе главврача Петрова сыграло то, что он возместил ущерб подчиненным, было и ходатайство коллектива не лишать его свободы.

К слову, на все расходы, в том числе для осуществления нормальной хозяйственной деятельности госпиталя на всех спецификациях, всегда находились достаточные средства. К такому выводу тогда пришел Сеилхан СЕРИКБАЕВ, специальный прокурор – помощник прокурора Северо-Казахстанской области, расследовавший это дело.

Достаточность финансирования подтвердила и ревизия инспекции финансового контроля СКО.

Еще один плачевный пример. Главный врач областного наркологического центра Берик ИБРАЕВ летом 2016 года был уличен в мздоимстве. Как тогда сообщала пресс-служба Нацбюро по противодействию коррупции, Ибраев получил взятку в 150 тысяч тенге от учредителя охранной фирмы, участвовавшей в объявленном конкурсе госзакупок на оказание охранных услуг для центра.

Из операционной – пьяный?

А чего только стоит скандальная история с увольнением заведующего хирургическим отделением Асхата Аксарина. 28 апреля 2017 года он обратился в суд № 2 Петропавловска с исковым заявлением к КГП на ПВХ “1-я городская больница акимата Северо-Казахстанской области управления здравоохранения Северо-Казахстанской области” о признании незаконным и отмене приказа о расторжении трудового договора, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Как установил суд, трудовой договор с Аксариным был расторгнут за отказ от прохождения медицинского освидетельствования для установления факта употребления веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения, подтвержденного соответствующим актом.

“Основанием для издания приказа о направлении Аксарина на медицинское освидетельствование для установления факта состояния опьянения послужила докладная заместителя главного врача по лечебной части Амрина от 3 марта 2017 года о нахождении Аксарина в состоянии, похожем на алкогольное опьянение. После выхода Аксарина из операционной ему было предложено дать объяснение по своему состоянию и были зачитаны приказ и направление, на что Аксарин в грубой форме отказался от дачи объяснений и прохождения медицинского освидетельствования, спешно покинул здание больницы, не выполнив свои должностные обязанности в полном объеме в отношении прооперированного больного”, – отмечено в решении суда. Это сравнимо с тем, что отменят наказание за убийство или изнасилование - эксперты о декриминализации врачебных ошибок

Суд отказал Амрину в удовлетворении иска.

Клевета?

Увольнение хирурга стало резонансным событием. 9 марта на телевизионном канале “КТК” был показан сюжет конфликта между Галиной Маметовой, главным врачом 1-й городской больницы, и Аксариным. “Ну, это было не один, и не два и не три раза”, – эти слова главврача легли в основу жалобы частного обвинения Аскарина, поданной им за клевету.

Петропавловский городской суд признал Галину Маметову виновной в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 130 УК РК “Клевета”, и назначил ей наказание в виде одного года ограничения свободы.

Судебная коллегия по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда отменила этот вердикт.

“Судом достоверно установлено, что на момент дачи Маметовой 9 марта 2017 года интервью журналисту КТК в распоряжении осужденной имелись докладная главного бухгалтера Герман и акт комиссии в составе трех врачей от 23 августа 2016 года, протокол разбора от 24 августа 2016 года, докладная врача-анестезиолога Аксенова от 20 февраля 2017 года, докладная от заместителя главного врача Амрина от 24 февраля 2017 года о нахождении Аксарина на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, а также акты от 3 марта 2017 года о нахождении Аксарина на рабочем месте в состоянии, похожем на алкогольное опьянение, и об отказе Аксарина от медицинского освидетельствования”, – гласит оправдательный приговор облсуда.

Было в этом букете судебных тяжб и еще одно разбирательство.

Сакен АМРИН, заместитель главврача 1-й городской больницы, обратился в Петропавловский городской суд с жалобой частного обвинения, в которой просил привлечь к уголовной ответственности Аксарина за оскорбление.

Амрин пояснил в своей жалобе, что заведующий хирургическим отделением Аксарин, ознакомившись с направлением от главного врача больницы на медицинское освидетельствование на предмет установления факта нахождения на рабочем месте – в операционной при проведении операции в состоянии алкогольного опьянения, в грубой форме, с применением непристойной лексики, в присутствии начальника отдела кадров, юриста, дежурного врача-терапевта выражался в его адрес нецензурной бранью, тем самым оскорбил его.

Аксарин во встречной жалобе частного обвинения просил привлечь Амрина к уголовной ответственности по ст. 108 УК РК, мотивируя свои доводы тем, что Амрин нанес ему телесные повреждения.

Приговором Петропавловского городского суда Аксарин и Амрин оба оправданы за отсутствием в их действиях составов данных уголовных правонарушений.

А людям просто больно!

На фоне всего этого, пожалуй, самый горький штрих к портрету североказахстанской медицины – боль и отчаяние пациентов.

К примеру, интернет-портал “Казахстанская жалобная книга” “вопит” обращениями североказахстанцев, где они жалуются на местную медицину.

– Почему мы должны за месяц записывать детей к специалистам… С ребенком комиссию нереально пройти… – в жалобе № 37 026 вопрошает Ангелина, Петропавловск.

– У мамы случились резкий принцип удушья, рвота, сильная головная боль. Вызвали “скорую” в 19.30. Пишу в 22.11, “скорой” еще нет… – Жалоба № 36 582, Татьяна из Петропавловска.

– Мою дочь и внучку 8 января 2018 года рождения 21 февраля положили в районный стационар села Новоишимское в инфекционное отделение… Лечили 9 дней и выписали с кашлем. У ребенка оказалось двухстороннее воспаление легких. Как можно было выписать домой больного ребенка? На смерть? – В жалобе № 36 268 пишет Татьяна Гайдаш. Позже, в жалобе № 36 340 Татьяна дополнила, что ребенок оказался в реанимации “под кислородом”.

И еще факт в тему. 3 апреля заместитель управления здравоохранения СКО Дауренбек БЕЙСЕМБАЕВ сообщил, что с 2 мая в Петропавловске закрывается городской родильный дом, который находится в 3-й городской больнице. Среди причин – нет кадров.

В 2016 году родильное отделение закрывали из-за несоответствия санитарным требованиям на год.

Что за диагноз у североказахстанской медицины? Это лечится? Хочется спросить у сведущих людей. Может, в минздраве знают? По крайней мере Владимир Безлер прибыл руководить медициной региона именно оттуда. В кресло главного медика СКО он пересел с должности заместителя директора административного департамента министерства здравоохранения РК.

ПЕТРОПАВЛОВСК