Сделан еще один важный шаг на пути очередного объединения Европы, регулярно повторяющегося примерно раз в тысячу лет.
Идея объединения стран и народов континента берет свое начало еще в пресловутой концепции Pax Romana - "римского мира", ведущей идеологии существования древней Римской Империи.
Именно тогда Европа была объединена в первый раз и народы, населяющие ее от Северной Африки до Ирландии и равнин Паннонии начали постепенно проникаться осознанием своей идентичности. Римское право, римский порядок, римские дороги и древняя латынь, за столетия существования Рима сплачивали пестрое многообразие культур и менталитетов в некое подобие единой семьи, но все-таки играли подчиненную роль.
На первое место всегда выдвигались более весомые аргументы - военная сила и превосходящая культурная мощь. Эти же аргументы для сплочения Европы в одно государство на протяжении почти семисот лет безуспешно использовали цивилизаторы следующей волны - императоры Римской империи германской нации, начиная с Оттона II и кончая Бисмарком. Конечный исторический результат был плачевен: вначале 20 века не только сама идея насильственного объединения континента потеряла всякие исторические перспективы, но и национальные монархии - Российская, Австрийская, Германская - ушли в небытие. До того, чтобы сбылось гениальное предсказание Тютчева:
"Мир - возвестил властитель наших дней -
Сплотить железом можно лишь и кровью",
Но мы попробуем сплотить его любовью -
А там увидим - что прочней…"
- до этого оставалось еще почти девяносто лет…
Непосредственно перед днем вступления в Евросоюз Чрезвычайные и Полномочные Послы четырех стран - Венгрии, Литвы, Польши и Чехии - провели пресс - конференцию и прием, посвященную этому знаменательному событию.
На встрече и послы, и представители Евросоюза, просто лучились радостью, как именинники. Посол Европейской Комиссии в Казахстане Алан Ваддамс назвал его результатом 10 лет кропотливой работы всех стран Евросоюза и стран - кандидатов, очередным этапом исторического процесса воссоединения единого европейского пространства. Для этого странам-неофитам пришлось много поработать над своей политической и экономической системами, привести свои национальные законодательства в соответствие со стандартами ЕС.
Со вступлением новых стран в мире возникает самый большое и мощное экономическое и политическое объединение, по размерам населения превосходящее США и Россию вместе взятые - более 450 млн. человек, обладающее колоссальным экономическим, политическим и культурным потенциалом. Колыбель человеческой цивилизации - Европа, получает новый, мощный импульс к развитию и совершенствованию.
Комиссар Евросоюза отмечал, что расширение этой организации несет благо не только его членам, но и всем странам на планете, в том числе и Казахстану. "Хорошие и многообразные связи, соединяющие Казахстан со странами ЕС, будут только множится и укрепляться".
А вот как высказывались главы дипломатических представителей стран-неофитов: "Сбылась давняя мечта венгерского народа - сказал Посол Венгерской Республики в Казахстане Миклош Яцкович. - Мы становимся частью единой дружной европейской семьи, мы получили историческую возможность участвовать в решении судьбоносных вопросов всего европейского континента."
"Польша всегда считала себя частью единой Европы - вторил ему Здислав Новицкий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в Казахстане. - и мы считаем, что Польша сможет внести немалый вклад в экономику и духовную жизни Европы. Отношения Польши с Казахстаном превосходные и мы уверены в их прочности".
О возвращении его страны в единую европейскую семью народов говорил Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики Ромуальдас Високавичус. Он не скрывал своей радости. "Вхождение в ЕС соответствует воле литовского народа, почти единогласно выразившего свою волю на референдуме в прошлом году" - сказал он. Вступление в Евросоюз несет с собой не только обретение определенных благ, но и несение важных обязанностей - сказал в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Чехии в Казахстане Милан Седлачек. Наши страны должны высоко нести знамя европейской солидарности, отстаивать общеевропейские принципы…
Прошел почти месяц со дня со дня вступления, радостная эйфория постепенно улетучилась, и появилась возможность трезво взглянуть на вещи, оценить плюсы и минусы создания на европейском континенте нового огромного "супергосударства", последствий этого шага для всего мира и для нашей страны.
Прежде всего возникает самый простой, меркантильный вопрос: насколько объединение Европы выгодно для самих вступающих в нее стран? Так ли уж сладок мед этого разросшегося европейского улья?
На первый взгляд - выгоды налицо. Например, Литва будет платить в бюджет Евросоюза в несколько раз меньше, чем будет получать различных дотаций с его стороны. Поддержка, оказываемая ЕС этой стране в 2004 - 2006 годах составит 2, 9 млрд. евро, что соответствует одному годовому бюджету Литвы. На одного жителя Литвы эта поддержка составит 859 евро. Литовские фермеры получат прямые выплаты от ЕС, а поддержка сельским жителям этой страны достигнет 854 евро на человека.
Централизованные инвестиции ЕС в хозяйство Литвы и развитие регионов достигнут 394 евро на человека, что позволит, как считают эксперты, увеличить объем внутреннего валового продукта страны к 2009 году более чем на 19 млрд. евро. Для небольшой, по размерам и экономике, страны это весьма впечатляющие перспективы. Но несомненно и другое - многие промышленные отрасли страны не выдержат конкуренции и на долгие годы погрузятся в застой. Так что неизбежны и закрытие предприятий, и безработица…
Иное дело - Польша, страна большая и по населению, и по размерам экономики, структура которой заметно отличается от развитых европейских стран. Большое и явно неконкурентоспособное пока на европейских рынках сельское хозяйство необходимо будет реформировать, причем в достаточно короткие сроки. А это - чрезвычайно болезненный процесс.
Польские фермеры-крестьяне - это горючий материал, который может вспыхнуть, если они почувствуют, что их права нарушаются. Они не раз в истории доказывали это. И если они не раз вступали в конфликты с собственным польским правительством по различным вопросам аграрной политики - будут ли они безмолвно терпеть указания чиновников из Брюсселя?
Безусловно, на переходный период для вновь вступивших стран в Евросоюзе предусмотрены всяческие льготы и послабления. Их немало, но действовать они будут ограниченный период. Свободный рынок будет проникать на рынки этих стран постепенно. Например, некоторым из этих стран предоставляется право государственной защиты инвестиций, ограничения приобретения иностранцами недвижимости и пахотных земель, сохранять льготы для крупных инвесторов и муниципалитетов, льготное налогообложение для отдельных секторов и так далее.
Но эти льготы могут только ослабить на некоторое время болезненность структурной и технологической перестройки экономики, но не могут отменить их вообще. Период такой перестройки может занять и десять, и двадцать лет - и все это время граждане стран "новой десятки" будут испытывать серьезные экономические трудности.
Кроме того, "новая десятка" вошла в Евросоюз с весьма скромными экономическими достижениями и поэтому вполне вероятным представляется, что они будут вынуждены больше слушать советов и рекомендаций, чем выдвигать собственные требований. По данным статистики, совокупный ВВП 10 вновь вступивших стран составлял в прошлом году чуть более 450 млрд. евро.
А это всего 4,8% объема ВВП 15 прежних стран ЕС. С другой стороны, в "новой десятке" сегодня живет почти 20% населения Евросоюза. Задачка проста: как долго можно ожидать, что уровень жизни граждан в "новых" достигнет уровня в "старых" странах ЕС? Есть прекрасный пример: Германия. После объединения страны прошло уже 12 лет, колоссальные финансовые ресурсы брошены федеральным правительством, чтобы преодолеть разрыв в уровне жизни "осси" и "весси" - а работы еще по-прежнему непочатый край…
Но это объединение происходило внутри одного государства, одной нации, насильственно разделенной и стремящейся к объединению страны и народа. Можно ли ожидать такой же искренней, горячей заботы об экономическом процветании совершенно другой, пусть и называемой "братской", "европейской" страны, со стороны государств, которые сами не так давно стали на путь настоящего процветания? А о европейских чиновниках я уже не говорю - бюрократия, хоть озолоти ее - останется бюрократией, со всеми ее родовыми чертами и привилегиями. Она будет думать прежде всего о себе.
Как же вести себя в этой ситуации Казахстану, что ему делать?
Думается, что прежде всего - не спешить. Не спешит же в ЕС, например, Швейцария… Часть нашей страны находится в Европе и Казахстан имеет право претендовать на вступление в Евросоюз. Но нужно хорошо подумать: нужно ли это нам - жить не по своим, а по чужим правилам? У нас есть богатейшая страна, рядом - огромные рынки России и Китая, да и рынок Евросоюза без наших товаров ( по крайней мере - сырьевых), тоже не обойдется… Поживем, присмотримся, как там идут дела, а сами за это время накопим побольше денег, модернизируем экономику. А вот уже после того, когда станем богатыми и сильными - нас сами попросят войти в любое объединение.
Но в этом случае Казахстан сможет сам выбирать свой путь развития, а не стоять у дверей бедным родственником…