«В соответствии со статьей 119-1 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях», в столице Республики при принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд по выбору собственника жилища выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища либо предоставляется в собственность благоустроенное жилище.
Однако, практическая реализация данной нормы Закона вызывает серьезную обеспокоенность.
Так, в партию «Ак жол» обращаются граждане, являвшиеся собственниками жилищ, которым при принудительном изъятии их домов и земельных участков для государственных нужд уполномоченными органами устанавливается несоразмерно низкая компенсация за изымаемое имущество. Существующие методики оценки отчуждаемого имущества зачастую не покрывают расходы на приобретение другого жилья аналогичной площади и качества в столице.
В то же время право данных граждан при несогласии с размером денежной компенсации - выбрать получение благоустроенного жилья – полностью игнорируется.
В частности, в депутатскую фракцию ДПК «Ак жол» поступили обращения граждан Кенжебековой Д.А., Серикбаевой С.Т., Айдашевой Б.Д., Бейсеновой Б. Жумабекова Ж. и других, которые отстаивают свои права с 2007 года. К примеру, за принудительно отчужденное имущество гражданке Кенжебековой Д.А. выплатили 3,3 млн. тенге.
Гражданке Серикбаевой С.Т., проживающей с семьей и имеющей 4-х несовершеннолетних детей, за жилое строение площадью более 100 кв.м. оплатили 2,7 млн. тенге, хотя кадастровая стоимость только земельного участка составляет более 7 млн. тенге. После судебных тяжб Серикбаевой С.Т. увеличили сумму компенсации до 4,9 млн. тенге. Однако за такую цену в столице эта семья может приобрести лишь однокомнатную квартиру, что неадекватно как составу семьи, так и изъятому у неё жилью. Аналогичная ситуация складывается и у других собственников.
Как выясняется, причина такой несправедливости в том, что сложилась правовая коллизия, когда законная прописка (регистрация) для постоянного места жительства на дачных участках допускается, но сами дома, возведённые на дачных участках, законодательством не включены в жилые объекты, и оцениваются не как жильё. Указанные
граждане приобретали в собственность дачные участки. А поскольку на дачных участках их беспрепятственно регистрировали для проживания, то эти семьи после приобретения участков и регистрации строили на них дома и проживали по данным адресам. Ими в установленном порядке получены все необходимые правоустанавливающие документы на объекты недвижимости и право постоянного проживания в этих домах.
Вины этих семей в сложившейся ситуации нет. Но именно они остаются крайними и страдают от расхождений в законодательстве, когда госорганы с одной стороны считают, что это жильё вполне пригодно для постоянного проживания, а с другой – не признают его за жилые строения. В то же время, как известно, в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Конституции РК установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
Партия «Ак жол» считает, что необходимо срочно устранить данную коллизию, в связи с чем наши депутаты подготовят соответствующие предложения по изменению законодательства.
Однако, учитывая, что указанные семьи в настоящее время подвергаются выселению без адекватной оплаты или замены жилья и вместе с детьми остаются без крыши над головой в зимние холода, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Правительство принять меры по защите интересов рядовых граждан, как путём поддержки соответствующих изменений в жилищное законодательство, так и путём выделения выселяемым семьям аналогичной жилой площади вместо денежной компенсации, недостаточной для приобретения нормального жилья.
О результатах рассмотрения запроса просим сообщить в письменном виде в установленные законом сроки.
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А. Перуашев, Е. Никитинская, А. Абильдаев, Т. Ергалиев, М. Казбекова, С. Кадралиева, А. Туртаев.