«Было время, когда у нас даже вводили ограничения временные на ввоз российских нефтепродуктов. И, собственно, наши заводы работали в своем штатном режиме. И вырабатывали. Поэтому у нас такой вот профицит! Это для потребителей хорошо», – сказал Мурат Ахмедов в кулуарах пленарного заседания мажилиса.
По мнению мажилисмена, цена на ГСМ в Казахстане в ближайшее время не изменится.
«Такая цена, такая ситуация будет держаться до тех пор, пока министерство будет регулировать цены на внутреннем рынке ГСМ в Казахстане. Потому что это – такие качели: Россия работает как ей удобно, мы работаем как нам надо, иногда это не совпадает. Поэтому такой дисбаланс был», – считает он.
Однако депутат считает, что государство должно защитить казахстанских производителей ГСМ от возможного внешнего воздействия.
«Понимаете, если мы в том же темпе будем регулировать эти цены, то может случиться, что в рамках нашего Евразийского экономического союза, Таможенного союза, Единого экономического пространства мы пойдем на какой-то пересмотр взаимоотношений с нашими партнерами. Если мы вступили в рыночные отношения и действуем по законам рынка, то нам надо действовать по логике рыночных законов. С другой стороны, встает вопрос о защите собственного производителя. Это очень важно. Потому что многие наши сограждане работают в нефтекомплексе, переработке, на 3-х заводах, логистике. И оставлять их без деятельности, без сбыта продукции было бы неразумно. Потому здесь надо очень дифференцированно подходить», – подчеркнул он.
При этом главной причиной изменения цены ГСМ на внутреннем рынке Мурат Ахмедов называет стоимость нефти на мировом рынке.
«Прогнозы – разные. Одни смотрят вверх, другие – такие пессимисты, до 20 долларов (за баррель – примечание редакции) прогнозируют нам. Тем более это подтверждается теми санкциями, которые снимаются с Ирана. Если иранская нефть выплеснется на мировой рынок, естественно, она (цена на нефть – примечание редакции) должна упасть. В нефтяном бизнесе так все непредсказуемо! Очень много примешано политики. Здесь, казалось бы, должна быть только экономика, но не получается. Политические процессы тоже отражаются на этих моментах: и цене, и всем остальном», – пояснил нефтяник со стажем.
По словам мажилисмена, еще одна важная составляющая в стоимости ГСМ – услуги логистики.
«Цена продукта, в конечном счете, складывается из себестоимости той же нефти, которую они получили. И это тоже – большой разброс у нас. Там тоже много вопросов внутри самого Казахстана, у недропользователей. Если бы они привязывались к мировым ценам, то у нас цена на бензин была бы совсем другая. Поэтому наши поставщики нефти на переработку для внутреннего рынка, дают нефть по определенным ценам, которые складываются из цены ГСМ «на пистолете» (на колонках на АЗС – примечание редакции) минус все остальное, что тратится на доставку, переработку и т.д.», – отметил он.
Ахмет Мурадов уверен, что отпуск ГСМ по льготной цене для сельхозтоваропроизводителей, в конечном счете, должен положительно отразиться на стоимости зерновых. По информации министерства сельского хозяйства, в этом году при рыночной цене 99 тенге/литр на АЗС, с учетом расходов операторов средняя цена дизтоплива для сельхозтоваропроизводителей в регионах составляет порядка 81 тенге/литр.
«Если говорить о количественных показателях, ГСМ всегда хватает. Не было такого, что посевные работы весенние или уборочные были сорваны только из-за того, что не хватало ГСМ. В конечном итоге вопрос стоит о цене продукта. В этом году сельхозпроизводители получают ГСМ по более низкой цене по сравнению с прошлым. И поэтому, возможно, мы получим больше урожай по низкой цене», – прогнозирует депутат.
Напомним, ранее министр энергетики РК Владимир Школьник заявлял, что Казахстану потребуется два года для того, чтобы полностью обеспечить рынок отечественной продукцией ГСМ. После завершения модернизации всех отечественных нефтеперерабатывающих заводов планируется увеличение объемов переработки нефти на 29,4%: с 14,5 тысяч тонн до 18 миллионов тонн в год.
При этом, как он отметил, значительно увеличится глубина переработки нефти, с 83%-90%, выработка бензина наиболее востребованной марки Аи-92 повысится с нынешних 12,0% до 21%, а по бензинам Аи- 95 и Аи-98 с 0,7% до 10%.