При этом принято считать, что волеизъявление избирателей - как бы очередной шаг страны к построению демократии. Но и в этом правиле есть свои исключения. Применительно к Грузии - гораздо корректнее данное действо назвать "закатом демократии".
Итак, новым президентом Грузии будет ныне действующий Михаил Саакашвили. К такому выводу пришел грузинский Избирком, обработавший 90 процентов бюллетеней. По предварительным подсчетам среди семи кандидатов на пост президента Грузии наиболее значительное количество голосов набрали Михаил Саакашвили - 52 процента, Леван Гачечиладзе - около 25 процентов и Бадри Патаркацишвили - 6,5 процентов.
Нужно отметить, что в соответствии с законодательством Грузии, при получении в первом туре голосования одним из кандидатов 50 процентов плюс один голос, - выборы считаются состоявшимися. Поэтому становится очевидным, что поздравления Михаилу Саакашвили, которые уже начали поступать от президентов различных стран мира, являются констатацией свершившихся выборов.
Однако, остается еще много вопросов в их отношении в этой горной стране. Так, по мнению многих наблюдателей, победу действующей власти еще рано праздновать.
Взять, например спорный вопрос о проигрыше грузинской оппозиции. Так, существует множество факторов, которые повлияли на результаты выборов.
Во-первых, на выборах оппозиционно настроенные партии не смогли объединиться под флагом одной партии и, следовательно, выдвинуть единого кандидата.
Размежевание в лагере оппозиционных партий сыграло на пользу действующей власти, так как, выдвигая своих лидеров, оппозиционные движения способствовали размыванию голосов избирателей. В результате, те голоса, которые мог собрать один лидер от оппозиции, поделили между собой сразу несколько человек.
Во-вторых, оппозиция в Грузии была слишком далеко от народа (как в переносном, так и прямом смыслах). Взять, например, Бадри Патаркацишвили, мультимиллионера, который в качестве кандидата во время предвыборной кампании находился за пределами страны. Кроме этого неуверенная позиция кандидата в президенты, когда он то вступает в предвыборную кампанию, то отказывается от участия, то вновь начинает бороться за президентское кресло, негативным образом повлияла на его имидж как политического деятеля. Одновременно она/позиция Бадри Патаркацишвили/ внесла неуверенность и в лагерь его потенциальных избирателей, которые, как и их лидер, долго не могли сориентироваться и определиться со своими предпочтениями.
В-третьих, недостаток времени на проведение предвыборной кампании и климатические условия, когда из-за снега некоторые населенные пункты были фактически отрезаны от страны, тоже могут служить оправданием в получении лидерами от оппозиции низкого процента голосов избирателей.
Вместе с тем совокупность данных факторов тоже могла стать одним из "козырей" оппозиции в сложной борьбе за президентское кресло. Принимая во внимание тот факт, что зимой снег не может выпадать неожиданно, и что власти должны быть готовы к нему и обеспечить безопасность и нормальное проживание (а тем более, участие в выборах президента своей страны) своим гражданам как за пределами, так и внутри Грузии, становится очевидным - каким образом Тбилиси заботится о своих избирателях, имеющих неосторожность проживать далеко за пределами проспекта Руставели и не могущих вкусить всех прелестей внутриполитических баталий, происходящих на площади Роз и площади Свободы.
В-четвертых, фактическое отсутствие в предвыборных программах кандидатов на пост президента пункта о налаживании добрососедских отношений Грузии с Россией.
Этот пункт мог стать основным тезисом в предвыборной программе любого кандидата. Так как известные всем проблемы, с которыми сталкивается экономика Грузии и действующая власть, являются следствием отсутствия у Тбилиси эффективных программ по выводу страны из кризиса. А постоянная конфронтация между Грузией и Россией только усугубляет и без того плачевное состояние экономики кавказской республики.
В-пятых, широкое использование действующей властью административного ресурса, который фактически парализовал агитационную работу оппозиционно настроенных партий.
В данном случае, ограничение деятельности популярного в Грузии негосударственного телеканала "Имеди" послужило одним из примеров грубого действия властей, которое вкупе с активными действиями ОМОНа как во время предвыборной кампании, так и до нее (ноябрьские события в Тбилиси, когда против демонстрантов правоохранительные органы использовали слезоточивый газ и резиновые пули) негативным образом повлияли как на ситуацию внутри страны, так и на имидж "маяка свободы и оплота демократии" Кавказа.
В-шестых, полярность в деятельности грузинских наблюдателей и наблюдателей от международных организаций.
Так, местные организации, участвующие на выборах в качестве наблюдателей не смогли наладить взаимодействие с международными наблюдателями.
В результате возникла противоречивая ситуация, когда международные организации выступали с заявлениями о демократических выборах в стране, а некоторые представители грузинских НПО в знак протеста покинули зал, где проходила пресс-конференция.
***
Стоит отметить, что перечисление факторов, которые негативным образом повлияли на исход выборов президента Грузии, может быть продолжено. Но здесь нельзя не заметить, что при кажущемся поражении оппозиции, результаты выборов можно расценивать, если не как победу, то как значительный шаг на пути к ней.
Объяснение можно найти в голосах, отданных самому Михаилу Саакашвили. Если на выборах после "революции роз" (2003 год) кандидат на пост президента Грузии Михаил Саакашвили получил 96 процентов голосов, то спустя несколько лет его рейтинг фактически упал в два раза, составив порядка 50 процентов.
Вряд ли подобная картина может вселять уверенность в своих силах и отражать доверие со стороны народа пусть и действующему президенту страны. Очевидно, что доверие народа падает и гораздо быстрее, чем это представляет себе действующая власть.
Ясно, что досрочные выборы были инициированы действующим президентом Михаилом Саакашвили, который решил разрядить самый тяжелый политический кризис в Грузии за последние годы. И теперь становится закономерным вопрос: какие меры предпримет новый/старый президент Грузии для разрешения очередного политического кризиса в стране, который по имеющимся тенденциям готов разразиться в краткосрочной перспективе?..
Фото с сайта http://newsimg.bbc.co.uk