Матери-кукушки передают новорожденных чужим людям в нотариальной конторе

Об этом корреспонденту “КАРАВАНА” рассказала председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних по Актюбинской области Майра УРИСТЕМБАЕВА.

– При рассмотрении дел об усыновлении мы сталкиваемся с интересной практикой. Есть случаи, и их немало, когда к женщинам, планирующим отказаться от своих новорожденных, подходят акушерки или медсестры. Они предлагают маме помощь в поиске новых родителей для ее малыша. В день выписки к ней подходит новая мать, вместе они идут к нотариусу, где оформляется разрешение на адресное усыновление ребенка. В суде женщины, как правило, говорят, что делают это абсолютно бесплатно. Хотя могу предположить, что это не так. Иначе какой у акушерки интерес бегать, выступать посредником между мамой и приемной семьей, – задается вполне логичным вопросом Майра Уристембаева.

Конечно, в этом нет ничего плохого. Ведь по закону как: мать отказывается от ребенка, оставляет его в роддоме, оттуда малыша передают в дом малютки “Умит”. А уже там его предлагают кандидатам в усыновители. Приемных родителей тоже можно понять – если все делать официально, им придется бегать по различным инстанциям полгода. И это как минимум.

Поэтому, чтобы ускорить решение проблемы, людям приходится договариваться с акушерами. Заверив у нотариуса отказ матери от ребенка в свою пользу, можно собрать необходимые 29 (!) документов гораздо быстрее.

Потом супругам остается лишь усыновить малыша через суд. Такой выход для малышей, пусть и нежеланных, горе-мамаши считают удачным. Ребенок, который мог попасть в дом малютки, будет воспитываться в семье. Но судья Уристембаева считает, что нужно запретить адресное усыновление.

– Не так давно в моей практике был случай, когда мужчина встретил на улице 19-летнюю беременную студентку. У нее была нежелательная беременность, а мужчина со своей супругой много лет мечтали о ребенке. После родов молодая женщина отдала бездетной паре своего малыша. Отказ от ребенка оформили через нотариуса. На судебном заседании я спросила у пары, почему они не стали ждать своей очереди. Мужчина ответил, что за последние четыре года очередь на усыновление сдвинулась с номера 74 на 73. Она не двигается, на мой взгляд, именно из-за таких медработников, которые решают вопросы усыновления в обход закона. К примеру, своей очереди ожидают свыше 200 актюбинских семей, – говорит председатель ювенального суда.

Практически все, кто одним росчерком пера решает судьбу собственного ребенка, это студентки или выпускницы колледжей и университетов.

Главный врач дома малютки Куаныш СУЛТАНОВ проанализировал ситуацию и выяснил, что в основном период отказа от детей приходится на конец учебного года.

Студентки, забеременев, не решаются на прерывание беременности, затем рожают. А куда им ехать с ребенком?

И если прежде насчитывалось до 60 отказниц в год, то сейчас их число снизилось до 40. По всей видимости, остальные двадцать, а то и тридцать решили проблему, передав своего малыша незнакомым людям прямо в нотариальной конторе.

Но когда-нибудь они будут об этом горько сожалеть, тем более что у каждой из них была возможность оставить малыша при себе. Родители отвернулись и не приняли? Но ведь можно пожить в доме мамы. Когда на горизонте появляется потенциальная мама-кукушка, персонал родильного дома звонит координатору проекта. Тот выезжает к роженице и начинает с ней разговаривать, уговаривает маму не отказываться от малыша и предлагает ей пожить какое-то время в доме. За несколько месяцев там побывали более 13 человек, 9 живут сейчас.

Актобе