Самая важная часть в будущей маске – создание слепка. Несмотря на то что именно эта конструкция самая хрупкая в деле, она является основой для дальнейшей работы.
Процесс производства происходит в одном из подсобных помещений: приглушенный свет, детали оформления сцены, стол и несколько стульев. Здесь пахнет больницей, ведь для работы Дмитрию понадобится гипс, который он уже разводит в воде. Девушка, с лица которой будет сниматься слепок, готовится к процедуре. Совсем скоро ее лицо покроет сметано-образная гипсовая масса. Перед этим необходимо обильно смазать лицо кремом, особенно в области бровей и ресниц. Дмитрий рассказывает, как однажды снял слепок с собственной бороды:
– Уже было часов двенадцать ночи. Я приготовил рамку, смазал лицо кремом, лег, сделал трубки, чтобы дышать, и вылил себе гипс на лицо. Вылил, честно сказать, многовато. И когда масса застыла и я стал снимать слепок, борода застыла в нем. Пришлось разламывать гипс, все смывать. Но это меня не остановило, я остриг бороду покороче и сделал все снова!
Перед нанесением гипса на лицо Дягелев пакетом накрывает девушке волосы, а лицо обрамляет специальной рамкой, в которую и будет заливаться раствор:
– Снимать слепок лежа – не очень хорошо, потому что меняется лицо, и маска будет не совсем точной. Поэтому нужно выбрать полулежачее положение, в нем можно находиться достаточно долго.
Пока модель устраивается в кресле, Дмитрий укутывает ее тканью, чтобы не испачкать одежду.
– Сейчас будет небольшая SPA-процедура по глубокой очистке лица, – шутит Дмитрий. – Сначала гипс будет холодным, потом нагреется, а потом станет тяжелым, окаменеет. Схватывается он минут 10–12.
Пожалуй, самое сложное в изготовлении слепка – сидеть неподвижно. Ведь под слоем гипса нельзя моргать, шевелить носом или губами. Приходится держать лицо в абсолютно расслабленном состоянии.
– Я начинаю накладывать гипс на лицо. Так что ни глотать, ни моргать, ни пытаться открыть рот, – комментирует Дмитрий.
Впрочем, молча наблюдать за тем, как застывает гипс, – тоже сложное занятие. Ведь хочется воспользоваться случаем и пошутить над человеком, пока он не может ответить.
– А такая красивая девчонка была! – весело замечает Дягелев, оглядывая рамку на лице своей ученицы.
Пока девушка ощущает постепенно увеличивающееся давление на свое лицо, Дмитрий рассказывает, как пришла идея создания прикладных уроков при театральной студии:
– Сейчас довольно много разных курсов актерского мастерства, где дают базу. А мы хотим, чтобы наши ребята умели делать костюмы, работать со светом, гримом.
В производстве масок наш собеседник долго экспериментировал на себе. Теперь, когда появилась идея сделать красивую уличную акцию в средневековом стиле, он уговорил своих учеников принять участие в создании:
– Это же интересно – через несколько лет увидеть слепок своего лица! Кроме того, маска – хороший способ примерить какой-то новый образ. Наденешь маску Ленина – и сразу “подключаешься” к дедушке.
Когда гипс застывает, Дмитрий приступает к процессу снятия слепка с лица модели:
– Твоя задача сейчас – поморгать, подвигать лицом, не разжимая челюсти. В общем, отклеивать кожу от гипса.
Глаза нельзя открывать даже после того, как слепок снят с лица: нужно тщательно смыть гипс с бровей, ресниц и глаз! Дальше работа будет происходить с этим отпечатком лица. Он станет своеобразным негативом, с которого снимут еще один слепок – позитив. При желании на нем можно менять форму носа, сделать третий глаз, одним словом, создавать нужный образ.
Впоследствии на слепок-позитив будет наноситься силикон – основной материал собственно маски. Дягелев использует строительный силикон, в который просто добавляет красящий пигмент.