Марсиане приземлились в Астане

А потом начал их убивать

Азамату Байгалиеву 33 года, и для него это третий сборник. Первая книга писателя вышла в 2002 году. Плоды фантазии десятиклассника вылились в “Дорогу на восток”, а в издании помогла бабушка, вложившая свою пенсию. Второй сборник фантастических рассказов случился в 2005 году, и это были “Танцы с пеликанами”.

Поздравить писателя с рождением книги в этот вечер пришли близкие, коллеги, бывшие однокурсники. Один из них, политолог Уразгали СЕЛЬТЕЕВ, учившийся с Азаматом в одном классе с физико-математическим уклоном, поведал, как на стихотворения юного ученика преподаватель информатики, он же – композитор-самоучка, написал музыку.

– Все началось со “Звездных войн” моего старшего брата Марата, которые я прочитал в 1996 году. Они потрясли меня. Первая проба пера была в 6-м классе – я написал книгу по мотивам Mortal Combat (знаменитая видеоигра. – Прим. авт.). Не знал, что все права там защищены и надо получать разрешение, – с улыбкой вспоминает Азамат.

А первыми шагами юного дарования на творческом пути стали публикации в районной газете.

– В 9-м классе в течение трех месяцев каждую неделю выходила история о моем классе, который попал в самую гущу зомби-апокалипсиса и битвы богов. Весь район читал (Азамат родом из Восточно-Казахстанской области. – Прим. авт.).

В лучших традициях жанра я постепенно начал ликвидировать своих героев – их съедали чудовища.

На меня стали обижаться родители детей – не очень хорошо убивать наших детей, пусть и на страницах газеты, говорили они, – смеется писатель. – Тогда я начал превращать ребят в разных чудовищ – они оставались живыми, просто переходили в другую форму бытия. В общем, очень быстро пришлось завершить все приключения, всех победить и оживить.

Узурпатор фантастики

На самом деле все только начиналось. Впитавший дух казахских легенд и мифов, проникнувшийся образами персонажей Хемингуэя и Брэдбери и “Волшебника Изумрудного города” Александра Волкова (он, кстати, тоже из Усть-Каменогорска), Азамат Байгалиев продолжил создавать собственные произведения.

Название новому сборнику дал рассказ “Мы, марсиане” – история о вечном: семье, воспитании, привычках, разочаровании.

– Этот рассказ соответствует всей концепции моего творчества – творчества увядающего мира. Сразу отмечу, что ни один рассказ не связан с моей личной жизнью. Я вообще фанат идеи о том, что автор давно умер, и книги продолжают жить своей жизнью, – делится с “КАРАВАНОМ” Азамат.

А открывает книгу рассказ “Тик едет отдыхать”, сюжет которого родился в поезде.

– Я очень хотел домой, и это желание вылилось в рассказ. Главный герой отправляется в долгожданное путешествие. Но, вы знаете, из Астаны нет дорог – отсюда невозможно уехать в полном смысле этого слова. 100 тысяч госслужащих пытаются вырваться из тисков вечно занятой столицы, но возвращаются. Посмотришь на больших чиновников, министров, прикованных к креслам, они тоже вроде бы уже сели в самолет или поезд, но работа остается с ними, – описывает будни жизни Левого берега автор.

Так и его герой Тик возвращается, едва отъехав от пункта А: “Тик осторожно спустился вниз, открыл дверь купе и вышел. Коридор был пуст. Только в самом его конце засидевшийся пассажир читал утреннюю газету, которая ещё не вышла и даже не была распечатана в типографии. Тик с любопытством подошел к необычному читателю.

– Что пишут?

– Да так, ничего особенного, – раздался скрипучий голос из-за газеты. – Все интриги, интриги…

– Хм… Вы всегда читаете завтрашние газеты сегодня?

– Ну уж больно хотелось посмотреть, как отреагирует пресса на вчерашний переворот.

– Какой ещё переворот? – встревожился не на шутку Тик. Дулат Исабеков: Классиком я себя чувствовал пять минут, потом всё улетучилось

– Как, вы ещё не знаете? – пассажир опустил газету. На Тика уставилась волосатая морда старого седого черта с пожелтевшими рогами. – У нас в Аду Шайтан взял отпуск, уселся в “Восточный экспресс” и был таков. Так пока его нет, оппозиция всю власть к рукам-то и прибрала. Узурпировала то есть.

– Как узурпировала?! – взревел неистово Тик на весь вагон, и глаза его зажглись адским пламенем. – Кто без меня посмел!? Сейчас вернусь – всем рога пообломаю!

Так Тик понял, что его отпуск закончился”.

Будьте осторожны со своими желаниями…

Любимый рассказ Азамата Байгалиева – “В путь” – также вошел в новый сборник. Это история об отце и сыне, выходящих в путь из своего селения. Разговор двух поколений о жизни складывается с трудом.

И только когда мужчины уходят в разные стороны, выясняется, что в стране началась гражданская война, которая разведет родных людей по разные стороны баррикад...

А “Добежать до радуги” – история о том, как трое детей загадывают желание, стоя у края небесной полосы. Девочка желает, чтобы папа не бил маму, мальчик-именинник хочет, чтобы в доме испекли клубничный пирог. А третий мальчуган загадывает… войну.

– Хочу, чтобы началась война – мы станем генералами, будем большими правителями, – говорит он.

Малыши чувствуют страшную силу такого желания и отказываются от собственных, чтобы не случилось непоправимое.

По признанию писателя, самая любимая его тема – жизнь после апокалипсиса.

– Что будет, когда все закончится, что появится на обломках рухнувшего мира, как люди будут выживать в этих условиях?.. И хотя я не верю, что после ядерного или другого апокалипсиса человечество выживет, было бы интересно увидеть, что же будет в постпериод. Впрочем, любая тема, связанная с концом света, это всего лишь аллюзия на революционные вещи, беспорядки, когда люди становятся похожими на зомби, – считает Азамат.

“КАРАВАН” поздравляет автора с выходом книги и желает воплощения всех творческих замыслов. И осуществления главной мечты: написать роман “Безмолвие”, не связанный с фантастикой и посвященный старшей дочери. Впрочем, после глубокого прочтения произведений писателя понимаешь, что границы реальности и выдуманных миров в них весьма условны…

АСТАНА