Маршрут вина и вкуса: почему итальянцы не спиваются

Корреспондент “КАРАВАНА” с головой окунулась в итальянскую dolce vita.

“Сокровищница Италии”, “кормилица”... Признаюсь, даже немного позавидовала, с какой любовью итальянцы говорят о своей земле – регионе Фриули – Венеция-Джулия, куда я отправилась с группой казахстанцев в инфотур по приглашению “Promo Turizmo FVG”. По дороге из аэропорта Marco Polo не могла отвести глаз от живописных пейзажей.

Разместились мы в мире виноградной лозы – Коллио. Более 20 миллионов лет назад здесь было дно океана. Почва богата магнием, железом и другими элементами, которые вбирают в себя корни виноградных кустов. В 1968 году Коллио получила государственное признание как винодельческая зона.

А всего в Италии производят вино примерно 1 миллион 300 тысяч компаний.

– Регион Фриули – Венеция-Джулия известен своими винами и продуктами, – рассказала начальник департамента эногастрономического туризма “Promo Turizmo FVG” Диана КАНДУССО. – Мы предлагаем готовый пакет, в который входят отель, рестораны, посещение виноградников, виноделен. У нас есть производители ремесленного пива, игристых вин. Регион включает горную местность, где выпускают сыры, колбасы. Все это вызывает огромный интерес у туристов.

Наша группа, например, побывала в форелевом хозяйстве “Friul Trota”.

Хозяин компании Мауро ПИГИН подробно рассказал о производстве.

Так, регион выращивает третью часть всей форели в Италии благодаря подземным течениям. На производстве – маски, перчатки, всё, как в реанимационном отсеке. При засолке, копчении компания не использует консерванты, красители. В середине 90-х годов она первой в Европе начала выпускать биопродукт.

Также мы посетили известного производителя прошутто (итальянская ветчина из свиного окорока) “Bagatto” в городе Сан-Даниэле.

– Наша компания – одна из немногих, сохранивших производство в оригинальном виде. Производит 6 тысяч окороков в год, – информировал сын владельца Мауро БАГАТТО, Лоренцо. – Продукт DOP, то есть высокой категории, от начала и до конца весь процесс контролирует государство.

Что разливали папе римскому

С нетерпением казахстанская группа ожидала Workshop с лучшими ремесленными производителями вина. Встречу назвали исторической: впервые виноделы, считай, конкуренты, которые своими руками возделывают землю, выращивают виноград, производят вино, собрались на одной площадке “Villa Russiz”. Каждый привез ящики, корзины с бутылками, чтобы ближе познакомить гостей со своим детищем. Мне предстояло плодотворное общение, ведь обсуждать любимую тему профессионалы могут целыми днями.

Итак, начинаем знакомство. Фишка компании “Gravner” – мацерированные вина, созревающие в глиняных амфорах.

– Основной наш секрет – качественный виноград, – рассказывает Матея ГРАВНЕР, дочь владельца компании Йошко Гравнера. – У нас 15 гектаров земли, производительность высокая – 35 тысяч бутылок в год.

А если погода делает всё, чтобы навредить виноделам?

– Последние десять лет были дождливые, но дождь, сырость способствуют возникновению благородной плесени, необходимой нашему типу производства, – продолжает Матея. – Я бы не делила годы на “хорошие”, “плохие”. Даже если год не очень, мы должны ему помочь. А если хороший, сделать его еще лучше.

В 1846 году на свет появилась компания “Rodaro”.

– Мой муж, Паоло Родаро, владелец. В чем наша сила? Виноградники возделываются с максимальным уважением к земле, строго соблюдаются все условия для их роста. Эти два аспекта передались шестому поколению виноделов, – говорит директор по маркетингу и продажам Лара БОЛДАРИНО. – Плюс инновации и технологии. Мой муж изобрел уникальные вина, например, из переспелого естественным образом винограда. Игристые вина по элегантности напоминают вкус Франции, но микроклимат региона придает им другие характеристики.

– Благодатная земля Isonzo Friuli и страсть, любовь к тому, что ты производишь, без этого невозможно выпускать любой хороший продукт, – поделилась рецептом успеха менеджер по продажам и маркетингу компании “Tenuta Luisa” Майра ГОН.

– А на какой случай больше подходит ваше вино?

– Я бы посоветовала наши вина в качестве аперитива, например, “Pinot Grigio”, “Pinot Bianco”, переходя к “Friuliano” – недавно его разливали папе римскому.

Всего в ассортименте 22 вида. Бизнес – семейный, и уже пятое поколение виноделов производит достойный продукт.

“Мы не гонимся за “длинным рублем”

Антонелла КАНТАРУТТИ – производитель вина “Cantarutti”, член итальянской комиссии дегустаторов. Компания создана в 60-х годах прошлого века отцом Антонеллы – Альфиери. Сейчас ей помогают супруг и сын. Вина “Cantarutti” идут на экспорт в Японию, США, Бразилию, Швейцарию, Великобританию, Голландию, Россию.

– Бытует мнение, что производители вина много пьют…

– Да, не будем развенчивать этот миф… Если не будешь пить, не узнаешь, что производишь. Мне нужно дегустировать вина, чтобы понять мировые тенденции.

Компания “Specogna” выпускает 130 тысяч бутылок в год. Половину отправляет на экспорт в США, страны Европы, Азии.

– У нас это семейный бизнес с 1963 года, с утра до вечера мы на виноградниках: я, мой супруг Кристиан СПЕКОГНА, его мама, брат, дядя, – рассказывает Виолетта БАБИНА.

Вина компании “Villa Russiz” продаются в Италии (большая часть), США, России, Австрии, Германии и Казахстане. А как производитель выживает в конкурентной среде?

– Мое мнение: если производишь качественный продукт, всегда найдешь отклик со стороны людей, – говорит энолог компании Ринальдо ТУРУС. – Отличительная черта наших вин – элегантность.

Некоторые вина “Villa Russiz” носят гордое название “де ля Тур”, в честь супружеской четы, которая впервые в 1868 году внедрила в Коллио основы современного виноградарства и построила учебное заведение для бедных детей. Впоследствии благодаря щедрости графини Адели Черутти, продолжалась поддержка детей из неблагополучных семей. Эта работа ведется до сих пор. Сейчас в Семейном доме на полном обеспечении фонда “Villa Russiz” – 18 детей. Их содержат, им дают хорошее образование.

Представитель еще одного семейного бизнеса – “Il Carpino”, Мануэл, выпускает вина вместе с сестрой.

– В семь лет собирал виноград для производства. Пару часов работал и убегал. Но родители возвращали обратно, – вспоминает Мануэл. – У нас 17 гектаров виноградников, производим классику и мацерированные вина. Поставляем продукт в Японию, мы там в тренде: потребители больше интересуются нашим оранж-мацерированным вином на мезге. Это очень тонкий процесс, когда происходит переход цвета в янтарный. Также отправляем в США, страны Европы.

Мауро МАУРИ вместе с сестрой Александрой основал компанию “Borgo San Daniele” в 1990 году, купили более 20 гектаров земли.

– Мы не гонимся за “длинным рублем” и выпускаем штучный товар, следуя качеству, – говорит Мауро. – В следующем году вино будет сертифицировано как биопродукт. Еще открыли бизнес по туризму и хотим показать нашему избирательному клиенту, как растет виноград. Желающие могут поучаствовать в его сборе.

Микеле МОСКИОНИ – производитель в пятом поколении вина “Moschioni”. Его вина продаются по всему миру. Их покупают, например, китайский баскетболист Яу Минг, российский ресторатор, телеведущий Аркадий Новиков.

Вино – живой продукт, требует внимания и любви

После завершения Workshop мы отправились на экскурсию в погреба еще одного производителя – “Russiz Superiore”. Самым старым винам здесь более полувека.

– Вы первый раз в раю? – интересуется хозяин Роберто ФЕЛЛУГА. Он производитель вина в пятом поколении. Компания “Russiz Superiore” выпускает 600 тысяч бутылок в год. Роберто рассказал, что компания давно использует органические удобрения при выращивании винограда. Вместе с сотрудниками выкладываются по полной, ведь вино – живой продукт, требует внимания и любви.

Да, все представленные производителями вина продаются и на рынке Казахстана: их завозят компании “Germes” – в Астану и “VINCO” – в Алматы.

После дегустации я попросила казахстанских сомелье, которые давно работают с итальянскими винами в ресторанах Астаны, поделиться впечатлениями.

– Много местных сортов винограда – автохтонных, они отличаются вкусом, ароматом. Поэтому у каждого производителя индивидуальность, своя изюминка, – говорит сомелье ресторана “Felice” Константин ПУСАН. – Для себя открыл, что некоторые вина здесь долго живущие. Их можно долго хранить и не бояться иметь в своей винной карте. Потенциал – 10–15 лет. Тронуло за душу “Pinot Grigio”, выдержанное на мезге. Отличные игристые вина по традиционным рецептам.

Сомелье ресторана “Severny” Нурболат КУШКЕНОВ во фриуланских винах, особенно белых, хорошо прочувствовал минеральность. Небольшую кислотность и в красных винах, но есть отличительная структура – высокий алкоголь и большой потенциал к выдержке. Считает, со временем кислотность может пропасть, а вино еще больше раскроется.

Мера и уважение

Как печень, спросили меня друзья, когда увидели фото в соцсетях с Workshop. Печень жива-здорова, ведь в Италии развита культура потребления вина.

– Итальянцы говорят, что жизнь слишком коротка, чтобы пить плохое вино. Вместе с тем пьяных на улицах или в ресторане вы никогда не увидите, здесь во всем присутствуют мера и уважение, – говорит член Федерации итальянских сомелье, Национальной итальянской ассоциации “Женщины вина”, хозяйка компании – импортера в Казахстан итальянских вин, энотеки “VINCO”, один из организаторов инфотура в Италию Эльмира БЕРДИЯРОВА. – И в Казахстане уже активно развивается культура потребления вина, открываются энотеки. В нашу энотеку “VINCO” приходят ценители хорошего вина, гурманы – по желанию гостей мы приглашаем поваров. К тому же итальянское вино – достойный подарок человеку, у которого все есть.

А вот еще одно любопытное наблюдение нашей землячки, Эльмиры, которая живет в Италии уже 18 лет: в стране почти не встретишь полных людей. Хотя итальянцы любят вкусно и сытно поесть. Причем паста, оказывается, полезное блюдо, если варить макароны al dente.

Каждый год в разгар согыма Эльмира угощает итальянских друзей бесбармаком с казы, шужуком, которые привозит из Казахстана. Говорит, итальянцы с удовольствием едят жирок, пьют сорпу с куртом. До сих пор вспоминают павильон РК на ЭКСПО в Милане – как самый хлебосольный: многие впервые отведали там блюда казахской кухни.

АЛМАТЫ – ФРИУЛИ – ВЕНЕЦИЯ-ДЖУЛИЯ – АЛМАТЫ