В шахтерском крае, где ребенок с пеленок знает, кто такой проходчик, едва ли даже каждый десятый карагандинец с ходу ответит на вопрос: “Кто такой маркшейдер?”. А ведь именно от горных инженеров – маркшейдеров, зависит работа шахты. Они, вооружившись знаниями физики, математики, геодезии, геологии и т. д., несут ответственность за все системы разработки. Одна ошибка может привести к аварии и стоить жизни множеству горняков. Готовят маркшейдеров в Карагандинском техническом университете. Правда, конкурс на эту специальность сильно упал. Оно и понятно – не каждый выберет специальность, где уровень ответственности сильно превышает уровень зарплаты.
В регионе, где наибольшее количество промышленных предприятий – шахты и рудники и соответственно часто случаются аварии, без горноспасателей не обойтись. А костяк их составляют респираторщики. Кто это такие? Да те же чеэсники, только специализирующиеся на обеспечении безопасности рабочих. Они первыми спускаются под землю в случае аварии (взрыв, пожар, обрушение породы, загазирование, затопление и т. д.) и с риском для собственной жизни спасают жизни горняков. Название профессии происходит от важнейшего оборудования – респираторов, без которых их работа просто немыслима. В Карагандинской области действует военизированная аварийно-спасательная служба “Көмір”.
Если при упоминании этой профессии у вас возникает образ пионера с горном в руках, значит, вы никогда не жили в городе металлургов. Любой темиртауский школьник знает: горновой – это металлург, который работает в самом пекле – у нижнего отдела доменной печи, называемого горном. Именно горновой отделяет чугун от шлака в тот момент, когда поток раскаленной массы вытекает в желоба. Он встречает первый металл и следит, чтобы огненный поток беспрепятственно тек, не скапливаясь у “запруд”. Температура плавления чугуна – 1 100–1 300 °С. Можно представить себе, сколько здоровья оставляют у печи горновые после каждой смены.
К слову, именно с профессии горнового начинал свой трудовой путь Президент Казахстана.
Но что это мы только о производственных специальностях? Есть в Караганде и другие профессии, требующие смелости и отточенных навыков не под, а над землей. Яркий пример – промышленные альпинисты. Конечно, специальность эта уже не такая редкая не только для Карагандинской области. И все же при виде парней, висящих на страховочных тросах на стене высотки, у многих сжимается сердце. И далеко не каждый рискнет жизнью ради таких, казалось бы, рядовых вещей, как покраска фасадов или мытье окон на верхних этажах высоток. При этом промышленному альпинизму не обучают в вузах и колледжах, и хотя эта профессия считается высокооплачиваемой, риск, на взгляд многих, все же выше.
До того момента, как своими глазами не увидишь труд лейтерной бригады железнодорожников, вряд ли представишь, что это за рискованная и очень опасная профессия. Чтобы регулярно ходили поезда, электромонтеры пропускают через себя электрический ток напряжением 27,5 тысячи вольт! Ведь контактные сети, по которым движутся электровозы, не отключишь на время. А стрелки есть не только на земле, но и “в воздухе” – на проводах. И они время от времени требуют ремонта. Электромонтеры взбираются по огромной стремянке, создают заземление с помощью двух шунтирующих штанг, закинутых на провода с напряжением 27,5 тысячи вольт, и быстро, пока нет поезда, проводят ремонт. Причем по законам физики все это страшное напряжение проходит через тело рабочего, уходя в землю.
Что примечательно: даже молока за вредность работы электромонтеры контактных сетей нынче не получают. Хотя одним молоком тут явно не обойдешься…
Караганда