Лично я перестала ездить в городских маршрутных такси, став свидетельницей драки между двумя водителями прямо в присутствии пассажиров.
Один микроавтобус обогнал другой уже совсем рядом с остановкой, отставшему водителю, понятно, это не понравилось (сейчас соперник подберет весь народ с его копеечками), он нагнал обидчика, парни остановились, вылезли из кабин – и понеслось. Сначала мат, потом мордобой до первой крови, в который влезли и кассиры, а люди в это время робко ждали в салонах, когда их повезут дальше. И повезли! Едва водителей разняли прохожие, те снова схватились за баранки и порулили по маршруту. Больше не хотелось доверять свою жизнь им подобным, и я стала ходить пешком. Похудела за шесть последующих лет на шестнадцать килограммов.
Катафалки-Марии
Надо сказать, иногда возникало ощущение, что в сфере (слово-то какое объемное) услуг по пассажирским перевозкам местные власти пытаются навести порядок. То маршруты перекроят, как будто от этого что-то меняется, то проверки устроят. Прокуратура “вдруг” обнаружит, что среди тех, кто имеет водительские права, есть граждане, состоящие на учете в наркологии или психдиспансере. А у иных юнцов права и вовсе липовые. Гаишники с чего-то начнут требовать соблюдения всех правил и нормативов от перевозчиков. Но те не лыком шиты. Умеют загнуть в ответ такое!
Когда водителям запретили полную тонировку стекол авто, владельцы маршрутных такси Кызылорды придумали финт, от которого пассажиры потели. Они стали окна в салонах завешивать плотными черными шторками. Людям начало мерещиться, что ездят они на работу и по делам в катафалках. Нервы не выдерживали, граждане жаловались, но все оставалось по-прежнему.
Впрочем, если учесть, что каждый год маршрутные такси отмечались в трех-четырех крупных авариях с человеческими потерями (мелкие мы уже не считаем), “катафалки” для этих украшенных саржевыми занавесками дребезжащих “мерседесов”-микроавтобусов и “Газелей” – самое подходящее прозвище.
Позапрошлым летом, правда, оно было сменено на “Марию Магдалену”.
“Мариями Магдаленами” стал величать народ маршрутки из-за повально охватившей кассиров маршруток эпидемии любви к одноименной песне.
Она, какая-то нелепая и привязчивая, неслась из динамиков на пассажиров волной, разрушающей мозг. Особенно припев, где основные слова “чик-чик-чик”, заставлял выходить из авто, не доезжая до нужной остановки. И попробуй сделать замечание любителям странной песни! Обижались и говорили: “Мы вас за какую-то мелочишку везем, а вы еще капризничаете” – “Ну так не вози!” – “Не вам решать!”.
А поворотите-ка к нам закон передом!
И правда, не народу решать, кто будет возить пассажиров. Но и представить, что городскую администрацию этот бардак устраивал, тоже трудно. Хотя, если все это длилось годами, значит, было кому-то выгодно? Значит, какой-то “Балда” все же имел оброк с этих “чертей”?
Время шло, “транспортники” хамели, дошло однажды даже до того, что водители с нескольких маршрутов поперли к городскому акимату с требованиями. Поверить в это трудно, но они обещали забастовать, если городские власти им не разрешат ездить с перегрузом в салонах. То есть набивать в маршрутки народ как сельдь в бочку.
Водители и кассиры уверяли, что из-за того, что полиция стала бесконечно штрафовать их за перегрузы, они стали мало зарабатывать. А у всех семьи. Их надо кормить. И горожанам надо ездить, а если на остановках не будешь брать всех пассажиров, граждане обижаются.
Помнится, на тот момент заместитель акима города Айдын КАЙРУЛЛАЕВ, пригласивший тогда парламентеров на разговор в мажилис-зал, спокойно и уверенно их спросил:
– Вы серьезно думаете, что вам сейчас кто-то разрешит нарушать закон? Закон, который един для всех жителей страны? За перегруз вас штрафуют и будут штрафовать! Полицейские выполняют свою работу, вы добросовестно выполняйте свою.
Такая безапелляционность представителя власти погасила буйство его собеседников напрочь. Забастовка кончилась, так и не начавшись.
Неужели всё?
А тут новость – Кызылординской области Европейский банк реконструкции и развития поможет купить под сотню новых вместительных автобусов, которые и будут теперь работать на городских линиях.
Народ в этом сильно засомневался. Вон стекольный завод в Кызылорде собирались строить пять дет, в правительстве и с инвесторами там что-то не решалось, и только когда на пост главы региона заступил Крымбек Кушербаев, вопрос сдвинулся с места, и строительство началось.
Но обещанных автобусов пять лет ждать не пришлось, они стали прибывать в город из-за границы небольшими партиями. И возить пассажиров. Кушербаев даже похвалился недавно на сессии областного маслихата перед депутатами:
– Думаю, вы сами помните, какая была ситуация с пассажирскими перевозками в Кызылорде еще буквально несколько лет назад. На дорогах маловместительные микроавтобусы, в основном” Газели”, набитые до отказа людьми. А сегодня благодаря совместной с ЕБРР реализации проекта по созданию автобусного парка на городских улицах курсируют 112 новых современных автобусов, оснащенных аппарелями, GPS-навигаторами и видеокамерами. Все автобусы прошли комплексную техническую проверку. Работают они на природном газе. По “евростандарту” работает и персонал, контролеры прошли курс обучения культуре общения.
Жители Кызылорды постепенно привыкают к тому, что как пассажиров их уважают. Делятся приятными впечатлениями о поездках на работу и обратно домой в соцсетях. Улыбаются друг другу в автобусах. Уступают места.
А что же “дикие” маршрутки? И сотни их водителей и кассиров? Работают. Кто устроился в новый городской автобусный парк за стабильную зарплату, кто со своим транспортом нашел другие варианты. Обстоятельства поменялись, приспосабливаться к ним пришлось.
Кызылорда