Марина Бошель знает, как снизить цены в магазинах

"У меня есть мечта. Она небольшая: поднять хотя бы до процентов 10 прибыль магазинов формата «У дома»", - рассказывает «Каравану» президент республиканской ассоциации микро- и малого бизнеса и торговли Марина Бошель. – "Тогда этот вид бизнеса станет привлекательным для большего числа людей. Если условия для работы таких магазинов станут лучше, если будут не выживать, а получать небольшую прибыль, тогда у этих предпринимателей появятся деньги на амортизацию. Значит, они приведут в порядок свои магазины – каждый из них мечтает, чтобы их магазин был красивым. Они будут уверены в завтрашнем дне. Они начнут открывать при магазинах что-то новое: кофейни, пекарни, кондитерские цеха. От этого наши города и села станут только лучше и комфортнее".

Сегодня в Казахстане сложилась очень несправедливая система торговли. На одном полюсе работают большие супермаркеты, которые пользуются всеми привилегиями: им отпускают товары по оптовым ценам, через них проходят товары стабилизационных фондов, им дают кредиты для пополнения оборотного капитала. Это большие предприятия

На другом - рынки. Если базар принадлежит сильному хозяину, то никого не интересует, по какой цене продают там товар. Но здесь работают множество частников, за которыми не уследишь.

И как бы между ними затерялись небольшие магазины формата «у дома». Они вроде нормально оформленные предприятия, платящие налоги, и в то же время бедны, как церковные мыши. Почему? Они сидят в ценовой вилке: на большую часть товара они могут накинуть 10-15 % наценки. Поэтому почти никогда не вылезают из долгов. Как это можно сделать? Ассоциация микро- и малого бизнеса и торговли решила превратить слабость мелких магазинов в силу.

Сейчас производителям не очень удобно работать с мелким бизнесом. Магазинчиков много и у каждого свои потребности. В логистике есть понятие - стоимость контакта. То есть затраты на работу с каждым клиентом. Не важно, с каким – крупным или мелким. Затраты на общение с ним – время, расходы на телефон, бланки, поездки, обработка заказа. Ведь всем обещано одинаково хорошее обслуживание. Но если я продаю тонну макарон в один магазин, то эти затраты – 300 тенге, например – будут распределены на двести пачек товара. Или 1,5 тенге на пачку. Мелкие магазины берут от силы 2-3 упаковки – это 40-60 пачек. Значит и цена контакта распределяется по 5-7 тенге на каждую пачку. Тогда мне, как продавцу, надо или заранее закладывать в цену такую разницу, или как-то по-другому организовать работу с покупателями. Или проще всего отдать работу с розницей на откуп посреднику.

В итоге сегодня в торговле нет равноправия. Крупные оптовики приобретают по цене намного ниже, потому что они закупаются напрямую, без лишних посредников и крупными партиями. А магазины у дома берут понемногу: они не могут взять паллету макарон. Только пару коробок. Поэтому разница в ценах может доходить до того, что поставщики предлагают магазинам у дома товар дороже, чем этот же товар лежит на полке супермаркета.

Эту проблему может решить торговый дом, организованный по принципу кооператива.

"Только представьте: 200 небольших магазинов в одном городе или районе объединились в закупочный кооператив и действуют как один покупатель. Такое объединение, конечно, будет гораздо более интересным для любого производителя", - рассказывает глава ассоциации. – "Такой торговый дом может добиться больших скидок на товар для членов кооператива. Представьте: есть электронная торговая площадка, на которую каждый магазин направляет заявку, что ему надо сейчас. А производитель сразу видит его запрос. Он исходя из запросов формирует заказ и отправляет его по адресу. Резко сокращаются его затраты на работу с покупателями, и покупателям не надо тратить время на поездки по рынкам и разным точкам".

Кроме этого, у каждого производителя появится обратная связь с магазинами. Он сможет контролировать стоимость своего товара во всех торговых точках. Вплоть до того, что станет возможно проведение акций, как это происходит в супермаркетах. Он сможет получать информацию о движении своего товара в рознице. Благодаря этому у него появится возможность планировать свою работу.

Магазинам у дома такая работа тоже должна стать выгодной. Они получат надежный канал поставки товара. Они смогут обойти вечную проблему всех небольших торговых точек: иметь запас товара. Это замораживает оборотный капитал в товаре и не дает расширять ассортимент.

Система позволит закупаться намного дешевле и ставить наценку чуть выше, чтобы можно было получать хоть небольшой доход. И для людей будет интересной, потому что итоговая цена будет ниже, чем сейчас.

Другая больная тема – качество товара. Каждый покупатель должен получить возможность получить гарантию качества товара. Но не в каждом магазине есть сертификаты соответствия качеству.

"Для этого платформа должна быть доступна и простым покупателям. Все документы уже доступны в электронной форме. Надо лишь использовать эту возможность", - уверена Марина Бошель. - "Одновременно такой человек может увидеть и торговые акции. Это поможет ему сэкономить на покупке продуктов. Более того, мы хотим сделать опцию заказа товара для простого покупателя с доставкой до его ближайшего магазина. Чтобы он мог прийти в эту точку и забрать свой заказ".

Еще один большой плюс для производителей: облегчение выхода на рынок новых товаров. Сегодня все казахстанские производители жалуются, что им невозможно получить место на полке в супермаркете. Слишком дорого стоит такое место. Торговый дом даст возможность им попасть на полки тысяч магазинов у дома и стать ближе к покупателю.

Важная часть доходов супермаркетов - субсидирование от государства для сдерживания цен. На тот же сахар, картофель, макароны, рис, растительное масло. Есть список из 19 товаров, на которые министерство экономики сдерживает цены (СЗПТ). У небольших магазинов этот список закрывает половину их основного ассортимента. Но из-за жесткого контроля со стороны государства магазины могут сделать наценку на эту группу товаров магазины от силы 5 %.

В это же время супермаркеты могут делать наценку до 30 %. Почему? Снова потому, что они получают товар дешевле. Доходит до того, что владельцы мелких точек скупают акционные товары в супермаркетах, чтобы потом продать их у себя.

Если же проект выстрелит, то магазины у дома смогут стать неким буфером, который заставит крупные торговые сети снизить наценку до разумных пределов. А это уже будет рычагом для снижения инфляции. Но для этого надо, чтобы в проект торгового дома вошли оптово-распределительные центры. Может быть, СПК, которые контролируют стабилизационные фонды.

"Главная проблема в реализации такой идеи – первоначальный взнос. Чтобы система заработала, нужен вклад от каждого. А денег нет. Поэтому мы сейчас работаем с государством для того, чтобы получить средства на первое время", - рассказала Марина Бошель.

Кроме этого, надо законодательно закрепить принципы работы кооператива и возможность заходить частным платформам на этот рынок. Действующий закон «О потребительском кооперативе» не совсем точно отражает современные реалии. Поэтому он вообще-то и не заработал.

С другой стороны, предприниматели опасаются, что государство возьмёт все в свои руки, извратит саму идею и начнет запихивать всех на платформу того же «Казахтелекома» для тотальной автоматизации торговли. Примерно так, как получилось с проектом внедрения электронной СНТ.

"У нас в сообществе уже есть своя протестированная платформа. Мы считаем, что она может работать, - уверена спикер. – Она открыта для всех участников, в том числе для государства. И позволяет собирать нужную информацию. Мы получим возможность не только анализировать цены, но и прогнозировать потребление. Тогда кооператив может работать с государством в части контроля роста цен. Магазины у дома – это социальное предпринимательство. Поэтому меры социальной поддержки к малому торговому бизнесу должны быть. Пока же наша ассоциация готова запустить пилотный проект торгового дома в Восточном Казахстане. Министерство торговли уже пообещало нам помочь. Пока ждем поддержки от министерства финансов".