Писать о Марате Оспанове легко и трудно. Легко, потому что была знакома с этим человеком 9 лет, и не просто знакома, а много общалась, даже дружила. Трудно вспоминать об этом неординарном человеке сегодня, когда его нет уже 16 лет. Вот сегодня бы ему жить и созидать. Увы…
История одного интервью
Мы познакомились осенью 1990 года, когда в Верховном Совете 12-го созыва появились новые лица, о которых взахлеб между собой говорили журналисты. Практически человек 30 из тогдашнего состава парламента поражали свободой духа, красноречием. Но и среди них Марат Оспанов выделялся искренностью и страстностью, с которой говорил о многих вещах, и заразительным смехом. И когда мне предложили сделать интервью с ним, естественно, я согласилась. Однако история с интервью получилась длинной.
Напомню, то был октябрь 1990 года, когда многие и не догадывались о скором распаде большой страны.
Оспанов же говорил о том, что скоро исчезнет пятая графа в документах, КПСС перестанет быть руководящей и направляющей силой общества.
Естественно, подобные речи тогда воспринимались как безумие. И понятно, почему заведующий отделом партийной жизни “Казахстанской правды” Леонид Вайдман не пропускал это интервью. Но он не учел настырность практикантки, которую сам и пригласил на работу в главную газету страны. Вмешательство главного редактора Фёдора Игнатова спасло то интервью, появившееся в канун нового, 1991 года. Депутаты прочитали его на своих зимних каникулах.
Марат Турдыбекович позвонил мне сразу по приезде из родного Актюбинска и сказал, что читал интервью в поезде, уносившем его домой. Это было его первое интервью в республиканской печати. И оно стало поворотным для нашей дальнейшей дружбы.
Надо ли говорить, что слова Оспанова оказались пророческими? Не прошло и года, как СССР распался, Казахстан получил суверенитет.
Нам всем было интересно
…В политику Марат Оспанов пришел на волне перестройки, и это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Гласность, свобода слова, демократия – для него это было не пустыми словами, а тем, чем он жил.
Он оказался одним из самых открытых политиков 90-х, при этом ценившим искренность, дружбу. Верность – еще одно качество, отличавшее его.
И о том хорошо знают Пётр Своик , Ермухамет Ертысбаев. Когда оба политика ушли в опп озицию, Марат Оспанов остался чуть ли не единственным, кто продолжал общаться и поддерживать их. Помню, как в один из дней мы сидели в его кабинете, когда секретарша доложила, что в приемной ждет Ермухамет Ертысбаев. Как позже оказалось, именно тогда Марат Турдыбекович предложил своему другу перейти на работу на государственную службу, уверив его, что так тот больше пользы принесет Отечеству. Так оно и оказалось.
Заместитель председателя Верховного Совета 13-го созыва, работа в правительстве, председатель мажилиса I созыва – вехи его биографии, карьерной лестницы. Несмотря на большую занятость, Оспанов находил время для работы над собой.
Мало кому известно, что он хорошо знал мировую литературу, особенно поэзию, умел играть на домбре.
Кстати, с домброй получилось вообще интересно. Его родители – люди искусства, а сам он избрал профессию экономиста, окончив институт и аспирантуру в Москве. Одно время некоторые деятели предъявляли претензии Оспанову, что он не знает родного языка, культуры казахов. Тогда Марат Турдыбекович дал себе слово овладеть не только языком, но и научиться играть на домбре. Всё это успешно реализовал и в последний год своей жизни часто наигрывал казахские мелодии.
Так получилось, что начиная с Верховного Совета 12-го созыва в парламенте сложились теплые отношения депутатов и журналистов. У нас даже была своя группа, которая совместно отмечала праздники и дни рождения.
Часто вечерами после заседаний собирались в кабинете одного из депутатов и спорили о будущем страны или о рассмотренных законопроектах.
Марат Оспанов не всегда бывал на таких заседаниях, ибо большую часть его времени занимали представительские функции и изучение законопроектов. Но и у него был свой круг журналистов, которым он доверял и с которыми постепенно перешел на “ты”. Среди них – Виктор Верк, которого он очень уважал, Сергей Козлов, Михаил Устюгов и автор этих строк. За нашими публикациями следил особо, иногда не соглашаясь с тем, что мы писали, а большей частью поддерживая. Ему было интересно открывать в нас новое, а нам – находить созвучие своих идей, мыслей.
О Маяковском и даре предвидения
Удивительно, но о многом он молчал. И, не скрою, меня поразило то, как он знал творчество Владимира Маяковского. Прочитав в одной из газет мои заметки о самоубийстве поэта, Оспанов позвонил и сказал, что не ожидал от меня интереса к Маяковскому. Но то же самое могла сказать и я. Оказалось, что не только стихи Маяковского он знал наизусть, но и многих других. И его тоже занимало, была ли смерть поэта самоубийством или его убили. Найдите сегодня политика, государственного деятеля, кто бы мог рассуждать о таком…
Не так давно нашла в Интернете публикацию из актюбинской газеты “Эра”. В ней много такого, о чем постоянно говорил Марат Турдыбекович: “Я, например, не вижу никаких препятствий говорить о том, что думаю. Я себя тоже отношу к публичной политике. А что касается рейтингов… Я не считаю, что там все объективно, хотя и вхожу, согласно ему, в первую тройку".
А вот еще цитата, которая подтверждает вывод о том, что Оспанов мог далеко заглядывать вперед: “Самое главное (мы об этом много говорили, но проблема медленно решается) – развитие малого и среднего бизнеса. Я говорил еще пять лет назад, если будем делать ставку на крупные предприятия, то у Казахстана нет будущего. Это мировая практика”. Вдумайтесь только, как актуально звучат эти слова спустя 20 лет…
И еще: “Многие считают, что я такой суровый дядька. Но это чисто внешне. А по-человечески у меня те же друзья остались, мы ходим в гости друг к другу, и я не стараюсь расширить этот круг”.
Марат Оспанов, как никто другой из парламентариев тех лет, понимал, что необходимо перестраивать экономическую политику в соответствии с вызовами современности. В одном из последних своих интервью, которое он дал Виктору Верку, сказал: “Главная беда правительства в том, что оно упорно держится за ту экономическую политику, которая себя исчерпала”. Не правда ли, эти слова звучат сегодня более чем актуально…
В этих цитатах весь он.
Наследие
Последние наши разговоры состоялись осенью 1999 года. 17 сентября я звонила ему, чтобы поговорить об одном безотлагательном деле. Помню, меня поразила его отстраненность. Он рассказывал мне о том, что сделал, а в голосе звучала какая-то усталость. Сказал, что находится в доме, который выстроил, готовит плов. И словом не обмолвился о своем дне рождения. Когда на следующий день я позвонила поздравить, то спросила, почему он мне об этом не сказал. Ответ был такой: “А зачем? Я же знаю, что ты вспомнишь о нем”.
…А потом был удар. И в январе 2000 года Оспанова не стало. Почти два месяца я звонила каждую неделю в Астану и беседовала с его помощником Сакеном, очень вежливым молодым человеком. Как бы порадовался Марата Турдыбекович, узнав, что Сакен нынче занимает большой пост…
Депутатская группа “Казахстан”, предложение о всенародных выборах Президента страны, Налоговый кодекс, книги, демонстрация того, каким должен быть спикер парламента, – наследие Оспанова: Демократа, Патриота, Личности, оставившего яркий след в становлении парламентаризма в Казахстане.
Досье “КАРАВАНА”
Оспанов Марат Турдыбекович (1949–2000), экономист, государственный и общественный деятель, доктор экономических наук. Первый председатель мажилиса парламента Республики Казахстан. Окончил Московский институт народного хозяйства им. В. Плеханова (1971), аспирантуру КазГУ им. Кирова (1979).Трудовую деятельность начал в НИИ вычислительного центра Госплана КазССР. В 1973–1976 гг., 1979–1989 гг. преподавал в Актюбинском медицинском институте. В 1991–1992 гг. – заместитель председателя комитета Верховного Совета КазССР по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов; в 1992–1994 гг. – первый заместитель министра финансов РК. В 1994–1995 гг. – заместитель председателя Верховного Совета РК; в апреле – октябре 1995 г. – председатель комитета по использованию иностранного капитала при кабинете министров РК. В 1996–1999 гг. – председатель мажилиса парламента РК 1-го созыва. Член Национального совета по устойчивому развитию РК, член политсовета и бюро политсовета, заместитель председателя партии “Отан”. Депутат мажилиса парламента РК 2-го созыва (1995–1999); депутат мажилиса парламента РК от партии “Отан” (1999–2000). Марат Оспанов – один из основоположников парламентаризма, многопартийной системы и основ демократии в Республике Казахстан. Является автором экономической программы “От стабилизации к росту”, участвовал в разработке первого Налогового кодекса РК, Декларации о независимости РК. Награжден орденом “Барыс” 2-й ст., медалью “Астана”. На доме, где он жил (г. Алматы, ул. Кунаева, 121), установлена мемориальная доска. Имя Марата Оспанова увековечено в названии улицы в Алматы, созданием Общественного фонда (2008).
АЛМАТЫ