– Каким будет “Дакар-2015”? Кто на этот раз решил проверить себя самой известной внедорожной гонкой?
– Ралли-марафон стартует 4 января и продолжится до 17 января. Это уже 37-я по счету гонка. 30–31 декабря 2014 года пройдет выгрузка машин и вспомогательной техники в Аргентине. С 1 по 3 января состоятся административные и технические проверки. Старт ралли будет дан в Буэнос-Айресе, там же через 13 дней “Дакар” и финиширует. Общая протяженность марафона – 9 тысяч километров. Бивуаки этой самой известной внедорожной гонки в мире разбиты в 12 городах Аргентины, Чили и Боливии. Состав участников объявлен заранее. Их – 665, самому молодому – 18 лет, самому старшему – 73. На ралли заявлены 138 внедорожников, 64 грузовые машины, 164 мотоцикла и 48 квадроциклов. Всего – 414 автомобилей.
– В каких классах машин на “Дакаре” будет представлен Казахстан?
– На “Дакар” едет команда “Астана” во главе с Артуром Ардавичусом. Мы выставляем 4 автомобиля. Один – грузовой. Это будет “Татра”. Поведет ее Ардавичус. Плюс два джипа категории Т-1. Это специально подготовленные прототипы джипов. Еще одну машину заявляем в категории Т-2. Это практически стандартный автомобиль.
– Примерно в те же сроки пройдет другой ралли-марафон – “Африка Эко Рейс”.
– Он стартует 27 декабря на юге Франции в городе Сен-Сиприен. Затем на пароме участники вместе с техникой прибудут в Надор (Марокко), и двинутся по пути “старого “Дакара” – по территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Финиширует гонка в городе Дакаре на Розовом озере. Всего – 12 этапов общей протяженностью 6 тысяч километров. От Казахстана здесь выступят четыре машины: три в категории Т-1 и одна – в Т-2, а также мотоциклист Вадим Притуляк.
– Чем джипы категории Т-1 отличаются от серийных моделей?
– Категория Т-1 включает в себя автомобили свободного класса, которые могут выглядеть как угодно. В основном внешний вид машинам придают такой, как этого желает спонсор команды. От стандартного автомобиля там практически ничего не остается. Если снять, к примеру, внешний обвес машин, посторонний человек никогда не сможет сказать, какой она марки, и даже не назовет фирму-производителя.
– Что делается для усиления таких машин?
– Там все специально подготовлено для гонок в условиях тяжелого бездорожья. В машину устанавливается форсированный мощный двигатель, дорабатываются элементы подвесной системы – ставят мощные амортизаторы, пружины, рычаги. Усиливают несущую раму кузова. В салоне – специальные гоночные кресла для водителя и штурмана, ремни безопасности. Изнутри кузов укрепляют каркасом – если машина завалится на бок или, того хуже, перевернется, его задача – спасти жизнь экипажа. Каркас не должен дать кузову смяться.
– А какие технические примочки допускают в категории Т-2?
– Это обычные машины, в них нельзя менять почти ничего. Есть такая толстая книга FIA – Международной федерации автоспорта. В ней прописаны все правила, указаны все требования к автомобилям различных категорий, какие детали можно менять, какие – нет. В категории Т-2 можно менять амортизаторы с пружинами, установить специальный противопожарный топливный бак, ремни, спортивные сиденья и противопожарную систему. Вот и все.
– Что в условиях пустыни приходится выдерживать и технике, и людям?
– Это спортивное состязание, всегда что-то случается. Есть ситуации интересные, бывают даже трагические. Такие гонки всегда связаны с большим риском. Расстояния – очень большие, спецучастки – от 150 до 800 километров. Учтите, что эти расстояния гонщики преодолевают не в прогулочном, а боевом режиме. Кроме того, есть еще перегоны – либо по асфальту, либо по легкому бездорожью. Общая протяженность их доходит до тысячи километров. Причем эти перегоны спортсмены должны преодолеть, соблюдая правила дорожного движения, принятые в каждой из стран, по территории которых проходит маршрут. При этом уложиться в положенные нормы времени. А если с машиной что-нибудь случиться, то помощи ждать неоткуда.
– Как же так, а механики?..
– Механики имеют право устранять неполадки в машинах только на бивуаке в лагере. На перегонах и спецучастках они это делать не должны. Спортсмены весь день мчатся по бездорожью, потом приезжают в лагерь и, прежде чем отдыхать, должны сделать “домашнее задание” – подготовиться к следующему дню по маршруту, передать информацию о машине механикам, чтобы те знали, какие замечания были по двигателю, ходовке или другим агрегатам автомобиля, и смогли их устранить.
Старт для автомобилей – в 7 утра, для мотоциклистов – в 5 утра. И “Африка Эко Рейс”, и “Дакар” проходят две недели – это длинный, изматывающий марафон. Механикам тоже непросто. Ведь нагрузка на машины – сумасшедшая. Им приходится ремонтировать их всю ночь. А утром они выезжают и весь день добираются до другого лагеря. И так изо дня в день.
– Выходных на “Дакаре” нет?
– Есть только один день отдыха: 10 января – для участников, выступающих на мотоциклах и квадроциклах. Те, кто поедет на автомобилях и грузовиках, будут отдыхать 12 января.
– Вы бываете на каждом “Дакаре”?
– Нет, был в 2012 году. Тогда Артур Ардавичус в классе грузовиков занял на КамАЗе 3-е место. Это лучший результат выступления казахстанцев на “Дакаре” за все годы. Вообще, так получилось, что больше я находился в Африке.
– Отмечали ли на этих жарких пустынных гонках Новый год?
– Праздника как такового не было. На “Дакаре”, помню, организаторы приготовили праздничный ужин. Но это только так называлось – обычная еда, более праздничная обстановка. Обычный спортивный день со стартами и финишами. Ведь никаких отклонений от графика не должно быть.
– И неужели никаких атрибутов новогоднего праздника?
– Если вы про елку, то ее не было. Организаторы нарядили Деда Мороза и Снегурочку, поздравили. Символически. Ведь и гонщики, и обслуживающий персонал едут на “Дакар” не отдыхать, а выкладываться на все сто процентов в бешеном ритме. Поэтому совсем не до развлечений. Представьте, что вы проехали просто по гладкому асфальту 800 километров – как будете себя чувствовать? А гонщики мчатся по бездорожью на предельной скорости, они сверхнапряжены. Люди приехали к праздничному ужину страшно уставшими, им уже было не до Снегурочек. Поели, немного посидели – и спать. Ведь завтра подъем чуть свет и снова гонка.
На “Дакаре-2015” выступят четыре казахстанских экипажа.
* Класс грузовики, стартовый номер – 515, автомобиль – “Татра”. Состав: Артур Ардавичус (Казахстан, родился 5 мая 1971 г.), Алексей Никижев (Казахстан, 22 сентября 1973 г.), Даниель Козловский (Чехия).
* Класс внедорожники, стартовый номер – 329, автомобиль – “Мини”. Состав: Айдын Рахимбаев (Казахстан, 20 сентября 1972 г.), Антон Николаев (Россия).
* Класс внедорожники, стартовый номер – 340, автомобиль – “Тойота”. Состав: Бауыржан Исабаев (Казахстан, 5 октября 1972 г.), Владимир Демьяненко (Россия).
* Класс внедорожники, стартовый номер – 392, автомобиль – “Нисан”. Состав: Денис Березовский (Казахстан, 24 декабря 1972 г.), Игнат Фальков (Казахстан, 4 августа 1984 г.).
На ралли “Дакар” гонщики команды “Астана” выступают четыре года
2011 год. Класс грузовики (Ардавичус, Березовский, Жалымбетов) – 8-е место, время – 59 часов 38 минут 39 секунд.
2012 год. Класс грузовики (Ардавичус, Кузьмич (Россия), Турлыбаев) – 3-е место, время – 47 часов 08 минут 32 секунды. Класс – внедорожники (Березовский, Никижев) – 68-е место, время – 108 часов 33 минуты 43 секунды.
2013 год. Класс внедорожники (Исабаев, Югай) – 63-е место, время – 68 часов 27 минут 44 секунды.
2014 год. Класс грузовики (Ардавичус, Никижев, Капланек (Чехия) – 14-е место, время – 70 часов 36 минут 39 секунд. Класс – внедорожники (Рахимбаев, Демьяненко (Россия) – 17-е место, время – 63 часа 17 минут 58 секунд. Класс – внедорожники (Березовский, Фальков) – 37-е место, время – 80 часов 10 минут 02 секунды. Класс – внедорожники (Исабаев, Ашимов). Результат: сошли после первого этапа.