"Мангыстау-2021": Бозжыра, Бекет-ата, Тамшалы

На седьмой день путешествия нас нежданно посетила удача! По прибытии в Форт-Шевченко мы встретили молодого человека по имени Ыклас. Наш красочный караван вдохновил его, и он вызвался сопровождать нас в пути по полуострову Мангышлак. Узнав, что из-за карантина по COVID-19 мы не попали в музей памяти писателя Тараса Шевченко, он успокоил: есть места не менее уникальные. И привел в сказочную долину Тамшалы!

После жаркого солнца пустыни и туч дорожной пыли мы очутились будто бы в раю! Со стен слоистых отвесных скал, словно слезы, сочилась чистейшая родниковая вода. В зарослях зелени щебетали птички, а в глубокой чаше, куда стекали ручьи, плавали рыбы. От созерцания этого волшебства все путешественники впали в состояние высшего наслаждения и освобождения от груза бытия.


Монумент батырам у Форт-Шевченко

Интересно, что капель Тамшалы здесь еще называют Ледяным водопадом. Ыклас пояснил: всё дело – во времени года. Весной и летом это тонкие струйки воды, а зимой на морозе они превращаются в мощный оледеневший “поток”. И грот становится похожим на величественный хрустальный замок.

Воистину нашего проводника нам послало само провидение. Благодаря ему мы увидели на полуострове Мангышлак еще много необычного. Посетили порт Баутино с его кладбищем старых барж, стоящих на вечном приколе и ожидающих переплавки. Поднялись на вершину у монумента батырам, откуда открывается грандиозная панорама местности в радиусе нескольких десятков километров. Здесь же, на берегу Каспия, посетили загадочный мертвый аул, который уже покинули жители, но куда время от времени наведываются браконьеры на запретную ловлю рыбы. Кстати – это информация к размышлению для служб охраны природы.

Под горой Бычье сердце. Проводник Боря готовит уху. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

На прощание с нашим новым другом мы сделали памятное фото и подарили ему каравановские сувениры.

Ради всех этих открытий стоило испытать все трудности в пути! Как сказал один из организаторов экспедиции Кайрат САПАРГАЗИНОВ: “Легких дорог не бывает, бывают легкие люди. И когда они собираются в кучку, то начинаешь верить, что можно достичь любой цели! Чувствуя себя "картошкой" по дороге от Казалинска до Бейнеу (1 000 километров), глотая пыль Устюрта, лихорадочно ища укромное местечко для своих (естественных. – Авт.) нужд в Прикаспийской низменности, борясь с ветрами Торыша, где каменные шары вот-вот покатятся, ныряя в спальники, уходя в нирвану при виде водопада урочища Тамшалы, мы не переставали мечтать…”.


Палаточные номера от Паштета. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Номады всюду

– Чудесное путешествие, незабываемое приключение! – восторженно комментировали поездку члены нашей команды. И мне показалось, что ни в одной из моих предыдущих экспедиций я не испытывала такого душевного комфорта, дружелюбного отношения, как в компании с “Qazaq Expedition Club”.

– Наша экспедиция “Мангыстау-2021” прошла под девизом “Один – за всех, и все – за одного”, оставив замечательное послевкусие, – признается Кайрат Сапаргазинов. – Мы подготовили об этом большой фильм, который вы можете увидеть на нашем YouTube-канале. Разумеется, такие серьезные мероприятия не могут реализовываться без поддержки единомышленников и объединяющей мечты! И вот как образовался наш клуб.


После трудных восхождений так хочется есть!

До 2017 года каждый из учредителей “Qazaq Expedition Club” бродил своими дорогами в надежде найти родственные души. Но однажды по пути на Международный джиперский фестиваль на Байкал, а затем и в Монголию, мы с Альмиром Кульназаровым и Фадеичем (он же Ринат Аскаров), сидя вечерком в тайге в промокшей от летнего дождя палатке, вдруг сошлись на мысли: “Вот бы создать свой клуб, кататься с близкими по духу людьми и постигать этот огромный мир”. Тему быстро подхватили. На тот момент в Казахстане уже было достаточно организаций, совершавших “покатушки” по стране и даже поставивших это на коммерческие рельсы. Но нам хотелось большего.

Так родилась идея совершать экспедиции в другие страны, рассказывать миру о Казахстане, а Казахстану – о мире, и привлекать интуристов такой вот живой рекламой. Придумали название, слоган, создали логотип на основе наскальных рисунков Тамгалы. Кстати, в дальнейшем он и подтолкнул нас к формированию основной идеи нашей миссии.

Ведь что есть лого нашего клуба? Всадник – кочевник, конь – транспорт, помощник и друг кочевника. Мы же первыми их оседлали! Локти вверх – знак оптимизма, бесстрашия и любопытства. Знамя в руке – символ аутентичности, гордости и побед. Три ленты на нем – три величайших путешественника – Христофор Колумб, Джеймс Кук и Миклухо-Маклай. Круг – планета, наш дом, кочующий по Млечному Пути. Лучи солнца, символ жизненной энергии, миролюбия и тяги к новым знаниям. По сути, все мы, люди, – кочевники, даже те, кто давно живет оседло. Ведь как-то же оказались они в этих местах. Так заселялась планета. Думаю, ничто не должно препятствовать созидательному воздействию миролюбивого кочующего путешественника, сближающего людей и культуры.


Ужин в палатке

В каждой стране, где мы побывали, у нас теперь друзья. И в наших планах: мирно беседовать у дружеского костра, например, со скандинавом, индейцем или австралийцем, делиться обычаями, понимать и принимать друг друга. И это общение придает локации гораздо большее значение, чем просто созерцание красивых пейзажей и архитектуры. Эти места остаются у каждого в сердце, а не на диске компьютера.

Вот какие мысли рождаются в голове у путешественников-номадов в таких красивейших уголках природы, как урочища Бозжыра, Бекет-ата, Тамшалы.

 

“Блеклая земля” Бозжыра

На стоянку в урочище Бозжыра нас привел профессиональный гид из Актау Павел ХУДЯКОВ. В этих краях, где он родился и вырос, его знают под кодовым именем Паштет. Мангышлак для него – полуостров сокровищ, а урочище Бозжыра – не иначе, как “моя Бозжырушечка”. Он знает и чтит местные традиции, готовит вкуснейшие полевые блюда и никого не допускает в священные места без обязательных ритуалов омовения и надлежащего дресс-кода.


Флаг "Каравана" на Бозжыре

Бозжыра – это апофеоз всей экспедиции! Три ночи в палатках под грандиозной скалой Бычье сердце окупили себя восхитительными восхождениями на несколько самых высоких смотровых площадок, которые возвышаются над пропастью на высоте более 250–300 метров. С Паштетом мы объехали и обошли их пешком, карабкаясь по скалам и спускаясь вниз по опасным осыпям. Причудливые инопланетные пейзажи завораживали своей красотой, а ветер валил с ног. Смотреть на эту божественную архитектуру можно было бесконечно. Смена освещения и меняющиеся очертания облаков всякий раз придавали неповторимый вид фантастическому пейзажу.

Урочище расположено в западной части плато Устюрт, там, где его чинки (уступы) круто обрываются вниз, образуя огромные пропасти и оставляя обособленными причудливые композиции останцевых гор в белых, бежевых и розовых тонах.

Остане́ц – в геологии: изолированный массив горной породы, который остался после разрушения его выветриванием, эрозией, воздействием воды.


Словно гигантская челюсть динозавра. Одно из чудес Бозжыры

Всё это великолепие простирается на огромной площади и предстает взорам путешественников бесконечным космосом. Особо пытливые находят здесь останки морских обитателей, раковины моллюсков, окаменевшие кораллы, зубы акул. Ведь эти известняковые отложения некогда были дном древнего океана Тетис, существовавшего много миллионов лет назад.

Космические пейзажи Бозжыры не раз вдохновляли музыкантов на создание прекрасных видеоклипов, таких, например, как песня “Сағым дүние” в исполнении Батырхана Шукенова, собирающих тысячи лайков поклонников.

Трое суток без Интернета

Кемпинг на Бозжыре оставил самые глубокие впечатления у всех. Наш вечный двигатель Павел Худяков, он же гид, он же повар, он же галантный кавалер, каждое утро заваривал всем кофе, готовил на костре вкуснейший сүр ет, жарил кефаль и вел нескончаемый монолог о своих экстремальных приключениях.


Космические пейзажи Бозжыры

В общем, трое суток без Интернета, наедине с божественной природой, среди бело-розовых слоистых древних меловых отложений подарили море восторга и ощущения себя как частицы мироздания. Как ни пытались мы запомнить названия всех этих причудливых гор и скал: Крейсер, знаменитые Клыки – визитная карточка Бозжыры, Юрта, Футбольное поле, Челюсть акулы (будто подернутая кариесом), Носорог (похожий на крокодила), но Павел каждый раз придумывал им свои новые названия. Он заверил нас, что созерцание этих красот дает не только вдохновение, но еще и лечит… вероятнее всего, – душу. И провел каждому свой сеанс медитации.

Спорный вопрос и “Тирамису”

Безусловно, если бы на Бозжыре началось строительство отеля для туристов, то на фоне такого фантастического пейзажа это выглядело бы как минимум нелепо и нелогично, если не сказать жестче. Как считает наш гид, это отпугнет тысячи туристов, которые стремятся сюда за созерцанием нетронутой природы, а не для осмотра стеклобетонных строений с их навязчивой архитектурой.

Не успели мы прийти в себя от головокружительных высот смотровых площадок, как Паштет преподнес нам новый сюрприз.

– Эта местность называется Кызылкуп. За аппетитный раскрас и слоистость горы из цветных пористых глин разных оттенков розового в народе прозвали Тирамису, – рассказывает Павел. – Интересно, что после дождей эти полосатые образования выглядят намного ярче.


Аул-призрак на берегу Каспия

Фотосессии в этих, похожих на мороженое, горах прошли на ура! Тут же обнаружились еще и высеченные природой “лица каменных людей”. Они – как смотрители этих мест, наблюдающие за нами с высоты.

Бекет-ата

В 10-й, заключительный день нашего пребывания в экспедиции, едем к святому месту, подземной мечети Бекет-ата. По дороге в Огланды встречаем множество древних, тысячелетней давности могил предков.

Народная тропа к подземной мечети не зарастает никогда. Наш гид Павел Худяков строго наказывает всем паломникам из команды “КАРАВАНА” – “Qazaq Expedition Club” провести перед ее посещением обряд омовения. Мужчины должны быть одетыми в брюки и с покрытой головой. А к женщинам требования более строгие. Омовение пришлось делать по всем правилам, походную одежду обвязать большими платками и тоже укрыть головы.


Вход в подземную мечеть Бекет-ата. Фото Нэли Садыковой

Местность Бекет-ата поражает своей красотой. Она находится в предгорьях плато Устюрт. Путь до мечети от ворот – около 2 километров. И если спуск вниз можно воспринимать как прогулку, то обратный подъем требует сил. Благо там установлены юрты-беседки, где можно отдохнуть, так что даже седые аксакалы и бабушки в состоянии его преодолеть. Кстати, в одной из них плещется родниковая вода. Поскольку здесь запрещено охотиться на любых животных, то территория стала краем непуганых джейранов. Говорят, эти прелестные козы даже при людях не боятся заходить в беседку на водопой.


Джейраны у подземной мечети Бекет-ата совсем не боятся людей

Подземная мечеть была основана одним из самых почитаемых казахских религиозных деятелей и проповедников суфизма Бекетом-ата, который при жизни славился даром исцеления не только тела, но и души. Могила святого находится прямо в мечети. Это место с особой энергетикой. Верующие говорят, что после посещения некрополя с ними происходят настоящие чудеса. Годы жизни Бекет-ата высечены здесь же, на скале – 1750–1813. Визит сюда из праздного интереса не приветствуется. Чаще всего в мечеть приходят в трудные минуты жизни, но не для того, чтобы сделать пару необычных фотографий. Считается, что без веры в святое место лучше не заходить.

МАНГИСТАУСКАЯ ОБЛАСТЬ – АЛМАТЫ

Больше фото и видео см. на сайте https://www.instagram.com/qazaqexpeditionclub/