"Мамин рай" на финишной прямой

Плакали все

Киностудия “Танарис” обещает, что уже осенью “Мамин рай”, где, кроме Жигалова, задействованы Наталья Аринбасарова, Ольга Ландина и другие актеры, выйдет в прокат. Фильм снят киргизским режиссером Актаном Арымом Кубатом по адаптированному сценарию знаменитого иранца Мохсена Махмальбафа.

– Актан – не дебютант в кино, – начинает глава “Танарис” Сергей Азимов. – Он не снимал пять лет не потому, что у него не было возможности, а потому, что выбирал. Не знаю, кто кого уговорил, но, прочитав текст Мохсена, Актан согласился – сценарий совпал с его душевным настроением. Если бы этого созвучия не было, мы бы не закончили картину. Потому что было много проблем, в том числе с финансированием проекта, но все работали и получали от этого удовлетворение.

– Мы приглашали на просмотр одного из лучших критиков в Центральной Азии Гульнару Абикееву, – продолжает разговор Актан, – так она вышла со слезами на глазах… Это картина, которая дает возможность переживать. Состояние грусти очень хорошее, грустью ведь можно восхищаться, жить. В последнее время мы забыли о грусти.

– Киношники – садисты, – реагирует Ольга Ландина. – Говоря о том, что народ плачет, они радуются. Мы по-честному работали, плакали, переживали.

– Хочу, чтобы это кино обязательно посмотрели моя дочь и ее сокурсницы, – завершил Михаил Жигалов. – Кроме как пользы человеческой, душевной, ничего другого оно не даст.

С прицелом на Канны

Кстати, фильмом “Мамин рай” уже заинтересовались отборщики Каннского кинофестиваля.

– Они видели черновой монтаж, мы им предоставили материал с субтитрами, но все будет зависеть от того, успеем ли мы завершить картину, – объясняет Арым Кубат.

– Мы с Актаном рассуждали, что нужно было снять фильм раньше, – считает Азимов. – Помните период, когда был книжный бум, развал большой страны? Если бы он вышел тогда, то был бы народным и имел бы значительную аудиторию. Но зритель ведь не только развлекаловку должен смотреть. Он также должен думать, размышлять о совести, чести, сострадании.

“Мамин рай” полностью был снят в конце осени на Капшагае, в основе сюжета – история двух одиноких пожилых людей, которых судьба забросила доживать старость рядом с железной дорогой.

– Ветераны железной дороги – люди особой судьбы, возможно, их жизнь мотала и била больше, чем других, они – перекати-поле, живут бог знает где и бог знает как, – рассказывает о своем герое Жигалов. – Недаром на последних кадрах мальчишка Серикпай обращает мольбу к Богу, а мимо идет поезд. И как, что с ним случится – неизвестно. Наша картина честная и искренняя. Это две вещи, которые важны для любого произведения.

– Я надеюсь, мы закончим картину в мае, – говорит Азимов. – О чем фильм? Как в это непростое время сохранить главное – человеческое достоинство! Это не этнографическая картина, а человеческая!

Марина ХЕГАЙ, Тахир САСЫКОВ (фото)