Мама играет в куклы

Когда видишь “живых” кукол Вероники Грибковой, не верится, что у нее нет художественного образования. Более того, сама она с улыбкой признается, что до беременности была совершенно уверена, что никакое рукоделие ей не по плечу:

– Я никогда не рисовала, не шила, не лепила, уроки труда в школе были для меня самыми нелюбимыми.

Талант кукольной мастерицы проснулся в ней внезапно – в момент ожидания ребенка. Ей вдруг захотелось сделать своими руками игрушку для будущей дочки. Порывшись в Интернете и отыскав инструкции, Вероника с любовью сшила первую куклу – простую, тряпичную. Наверное, благодаря любви эта игрушка стала любимой у маленькой Софы. А мама вдруг увлеклась куклами:

– О реборнах я прочитала в Интернете. Глядя на фотографии “живых” кукол, не могла поверить, что такую красоту делают не художники, а обычные люди. Стала искать информацию, как их делают, из чего. Оказалось, реборны изготавливаются из виниловых заготовок – молдов. А мастера уже придают им облик – расписывают, одевают.

Загоревшись желанием своими руками сделать кукольную ляльку, она нашла сайты, занимающиеся поставкой молдов, и сделала первый заказ – в Германию:

– Процесс “рождения” реборна – кропотливый и долгий. Заготовки безлики, поэтому важно увидеть облик “ребенка” в деталях – темненький он будет или светлый, с каким цветом глаз. Важно понять, где нужно затемнить, где высветлить. Расписывают реборны специальной краской. Причем наносится до 30 слоев, и каждый запекается в духовке. Один из самых сложных этапов – “прошивка” волосиков. Каждый волосок “вживляется” в головку отдельно.

Над каждой такой куклой Вероника колдует по месяцу. Зато результат вызывает восхищение окружающих. “Младенцы” не только выглядят как живые, но и весят столько же, сколько их настоящие сверстники:

– Я сделала Варюшу, знакомые увидели, рассказали своим знакомым. А сейчас информация обо мне и моих куклах расходится по “сарафанному радио”.

По словам кукольных дел мастерицы, спрос на реборнов в Казахстане большой, несмотря на высокую цену. Такая лялька стоит от 35 тысяч тенге. Цена на специализированных зарубежных сайтах за куклу, имитирующую трехлетнего ребенка, может доходить до 3 тысяч долларов. Для наших реалий это слишком дорого:

– Я показала своих реборнов на двух выставках в Астане – люди были изумлены. Хотя на Западе “живые” куклы-младенцы давно не в новинку. Для меня лично реборны – это новый вид искусства, которое в Казахстане еще не получило развития.

Сейчас Вероника готовится к выставке “Куклы.kz”, она состоится осенью в Алматы.

– Это тот случай, когда хобби стало делом жизни, – смеется молодая мама. – Хочу совершенствоваться на этом поприще. Тем более что близкие меня в этом поддерживают.

София при этом улыбается и согласно кивает, прижимая к груди “дочку” Машеньку. Для нее мамин подарок стал свое­образным “тренажером”. К рождению братика или сестрички она уже готова.

“Реборн” в переводе с английского – “возрожденный”. По одной из версий происхождения кукол-реборнов, местом “рождения” этих “деток” стали США в конце 1980-х годов. По другой – реборнинг стал развиваться в мире после появления на рынке кукол испанской компании Dolls. Потом появились наборы-молды (голова, руки, ноги) – основа для создания игрушечных младенцев с человеческой правдоподобностью.

Куклы-детки стали очень популярны. Самый известный случай, связанный с ними, произошел в Австралии. Полицейский увидел в автомобиле бездыханного ребенка, бросился к машине, разбил стекло и замер, когда понял, что держит в руках… куклу!

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН