Но даже и "элитные" квадратные метры могли бы стоить дешевле, если бы строительная отрасль имела лучшие условия для своего развития. Особенно это касается малых предприятий в этой сфере. Поэтому их владельцы решили создать ассоциацию строительных организаций малого и среднего бизнес, о чем и заявили сегодня, 1 июня на пресс-конференции.
Судя по республиканской программе жилищного строительства, в ближайшие три года более трех миллионов человек улучшат свои жилищные условия. Двенадцать миллионов квадратных метров жилья будет построено за это время. Уже сейчас Астана, Алматы, Атырау, Актау и другие города (но в меньшей степени) представляют собой сплошные строительные площадки, где тут и там высятся башни-краны, а сами стройки элегантно прикрыты разноцветными полиэтиленом на западный манер.
Об этом говорит и статистика. В экс-столице, например, рост строительства за год составляет пятнадцать процентов. А после обращения президента страны к гражданам Казахстана с ежегодным Посланием эти темпы должны увеличиться по меньшей мере на 25 процентов. Глава государства поставил задачу ускорить их и добиться снижения стоимости одного квадратного метра жилья до 350 долларов.
Будут ли достигнуты эти показатели, сказать сложно. По крайней мере, в Алматы обещают пока довести цену одного квадрата жилья лишь до 450 долларов. Конечно, ни среднему классу, ни тем, кто имеет еще меньшие доходы, такая "крыша" не по карману. Цены складываются из многих факторов. Одной из причин повышения стоимости жилья называют ипотечное кредитование, благодаря которому многие желающие получили возможность приобретать квартиры в кредит. Но и в этом направлении не все резервы используются. Условия ипотеки могли бы быть намного мягче, и это подтверждает недавно подписанный меморандум, по которому банки согласились предоставлять кредиты на срок до двадцати лет и уменьшить ставку кредита до десяти процентов.
Еще одни резерв - так называемые жилищные накопления, механизм которых тоже нуждается в совершенствовании, а высокие ставки - в пересмотре. Плохо задействованы в строительстве жилья и средства пенсионных фондов, которые могли бы работать уже сегодня. Нет в республике серьезной строительной индустрии, производства своих материалов, как строительных, так и отделочных. Отсюда и высокая стоимость привозного оборудования и материалов из других стран. Есть также немало других препон, мешающих развитию малого и среднего предпринимательства в строительстве. При положительном их разрешении появились бы стимулы для создания новых предприятий, а это создавало бы хорошо развитую конкурентную среду, в которой, как правило, повышается качество услуг и снижается их стоимость.
На строительном рынке неплохо себя чувствуют крупные компании, в основном те, что были созданы на базе и кадрах солидных строительных предприятий, оставшихся от советского времени. Вот они-то, мнению представителей Лиги предпринимателей Казахстана, департамента малого бизнеса Алматы, небольших строительных фирм, и не оставляют места среднему и малому бизнесу. Небольшие компании не имеют доступа к генподрядам, им приходится довольствоваться ролью субподрядчиков, работать по диктуемым им условиям.
Крупные компании, по мнению создателей ассоциации, используют неорганизованную дешевую рабочую силу, людей, нередко нелегально живущих в Алматы и других городах, рабочих строительных организаций из пригородов или ближнего зарубежья. А легально работающие малые предприятия не могут получить подрядов у "олигархов", так как тем пришлось бы платить им "белую" заработную плату и все положенные по закону налоги в бюджет. Малому бизнесу приходится уходить в тень, работать по выставляемым перед ними условиям. В результате снижается рентабельность этих компаний, повышаются цены на строительные услуги.
Малому строительному бизнесу мешается также развиваться несовершенство законодательства о лицензировании. По существующим сейчас законам лицензированию подлежат все без исключения виды работ по строительству, реконструкции и отделке, даже те, которые не являются опасными, носят, например, косметический характер. К ним относятся и производство плинтусов, лопат, черенков и другие. Всего получается около двухсот видов лицензий, и все это усложняет деятельность предприятий.
Замучили предпринимателей и необоснованные проверки и бюрократизм государственных контрольно-надзорных органов, усложненность процедур оформления разрешительных документов на строительство, прав на земельные участки. Такие процедуры в некоторых случаях затягиваются на срок до одного года, где уж тут говорить о высоких темпах строительства.
Предприниматели также сетуют на негибкость таможенной политики в части ставок таможенных пошлин на импортируемое сырье. В таких условиях товары отечественных производителей стройматериалов ставятся в неравные условия по сравнению с такой же продукцией, привозимой из-за рубежа. Минимальный размер прибыли остается также после уплаты всех налогов.
Возможно, "стон" малых строительных структур вызван тем, что, объявив строительство приоритетным направлением в экономике, правительство решило поддержать его и материально. Около двух миллиардов тенге обещано направить только в южную столицу для кредитования и стимулирования возведения жилья (через два года их нужно вернуть, но пока это сильнейший стимул для строительного бума).
"Малышам" обидно, что все эти средства вновь поглотят крупные строительные акулы. Поэтому они решили объединиться и сообща представлять свои интересы в государственных и законодательных структурах. Если у них это получится, квадратный метр жилья может перестать быть таким "золотым".